(изменение программы старого и нового поколения)
Параметр сравнения | Образовательная программа ДОУ «Воспитание и обучение в детском саду» | |
«До введения ФГТ» | «После введения ФГТ» | |
1.Название программы, год издания | Программа «Воспитание и обучение в детском саду», 1959 | Программа, переработанная с учетом ФГТ «От рождения до школы», 2012 |
2.Деление программы | На разделы | На образовательные области |
3.Формы организации воспитательно-образовательного процесса | Занятие (фронтальное, подгрупповое) | НОД (совместная, индивидуальная, самостоятельная) с учетом интеграции образовательных областей |
4.и т.д. | … | … |
Вывод: в связи с введение нового федерального государственного стандарта было необходимо перестроить и саму систему образования, сменить ориентиры с формирования личности на формирование индивидуально-творческой личности ребенка. В процессе проведения занятия (с учетом ФГТ НОД) необходимо предоставить ребенку большую свободу выбора той деятельности, которая его интересует, по мнению создателей ФГТ это некий стимул для ребенка. Изменилась так же и форма работа с детьми с групповой на более индивидуальное, в ходе чего учитываются индивидуальные способности каждого ребенка и на данной основе выстраиваться весть воспитательный процесс. |
2. Путем определения понятийно-категориального поля исследования:
Логическая схема базовых понятий
Тема ВКР «Формирование творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе познания связи природного и рукотворного мира» |
Понятийно-категориальный аппарат исследования |
Природный мир |
Рукотворный мир |
Познание |
Формирование |
Творчество |
Процесс |
Связи |
Познание связи природного и рукотворного мира |
Формирование творчества детей старшего дошкольного возраста |
Творческое мышление |
Конвергентное |
Дивергентное |
Продукт творчества |
Рис. 1 Пример оформления логической схемы базовых понятий
В итоге составив такую схему и дав определение всем включенным в нее понятиям, Вы создаете для себя некую базу для дальнейшего составления исследования или разработки методических материалов, а так же Вы очерчиваете для себя круг вопросов, которые могут быть заданы Вам на защите ВКР.
При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме выпускной квалификационной работе и является потому наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в исследовании.
Излагая содержание публикаций других авторов, необходимо обязательнодавать ссылки на них с указанием номеров страниц этих информационных источников.
По тексту ВКР необходимо делать ссылки на цитируемые источники. (Подробнее в главе 2, параграфе 2.3). Ссылки могут быть встроены в содержание текста, например: По мнению И.И. Иванова…. Как отмечает П.А. Смирнов….. Р.Р. Семенов указывает, что …
Также предполагается делать ссылку на источник через указания в квадратных скобках номера источника в списке литературы и страницы по окончании какой-либо мысли.
В данном случае может быть два варианта оформления ссылок в тексте:
1.Если в тексте приводится прямое цитирование, то текст берется в кавычки, а в квадратных скобках ставится номер источника и страница. Например: «Проблема развития у детей дошкольного возраста произвольной памяти очень важна» [6, С. 56].
2.Если в тексте приводится косвенное цитирование, т.е. представлена переработанная идея, то текст в кавычки не берется и ссылка делается только на источник. Например: Развития у детей старшего дошкольного возраста произвольной памяти достаточно важная проблема для современной педагогической науки и практики [56].
В заключение главы следует сформулировать теоретические выводы, из которых автор будет исходить в изложении содержания 2-ой главы.
Например: Таким образом, метод экспериментирования является практическим и самостоятельным методом получения знаний детьми, взаимодействуя с различными предметами и материалами, выполняя с ними разнообразные действия, ребенок открывает их свойства, назначения и учиться применять их в повседневной жизни, самостоятельно делая выводы. Включенный в деятельность экспериментирования ребенок активен и может действовать в соответствии со своими интересами. Исходя из этого, можно сделать вывод, что экспериментирование является эффективным методом и средством развития познавательной активности и любознательности, и позволяет развивать данные качества, прописанные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Данное положение может быть проверено в практической части ВКР через проведение исследования уровня познавательной активности детей или данный вывод может служить основанием для разработки конспектов экспериментов с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Теоретическая глава исследования может быть представлена на 20 печатных страницах.
Вторым разделом в ВКР является практическая часть, которая должна носить сугубо прикладной характер. В ней необходимо описать конкретные варианты работы с объектом исследования, привести результаты практических расчетов и направления их использования, а также сформулировать направления совершенствования полученных результатов, которые могут оформлены как разработки конспектов НОД, методические рекомендации и т.д.. Для написания практической части, как правило, используются материалы, собранные Вами в ходе производственной практики.
Как правило, опытно-экспериментальная глава делится на три смысловых пункта:
1. Констатирующий эксперимент (в содержании он может называться, например: «Выявление уровня ….» или «Изучение уровня ….»);
2. Формирующий эксперимент (в содержании он может называться, например: «Содержание работы по ….», «Апробация серии занятий по…»);
3. Контрольный срез (эксперимент) (в содержании он может называться, например: «Анализ работы по ….», «Повторная диагностика уровня…»).
Рассмотрим подробнее структурные элементы, входящие в каждый пункт опытно-экспериментальной главы:
1. Методика констатирующего эксперимента представляет собой конкретное методическое руководство:
В описании констатирующего эксперимента следует сформулировать его цель, которая отражает содержание второй задачи исследования и связана с исследованием особенностей изучаемого явления.
Пример: Цель констатирующего эксперимента изучить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста; или выявить уровень готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе.
На основании поставленной цели констатирующего эксперимента следует выделить критерии и показатели исследования. Они должны быть четко определены, логично выстроены, обеспечивать достижение цели констатирующего эксперимента и полностью раскрывать предмет исследования.
На основе выделенных критериев и показателей исследования строится выбор диагностических процедур. Они должны обеспечить изучение всех показателей. Выбранные диагностические процедуры должны быть соответствовать требованиям валидности и надежности. Именно поэтому лучше выбрать стандартизированные, авторские методики, используемые на практике педагогами.
Известные диагностические процедуры могут быть освещены кратко с указанием автора и источника, откуда они были взяты. Объемные описания диагностических процедур могут быть вынесены в приложение. В описании каждой диагностической процедуры обязательно указывается ее цель. Важно отследить, чтобы все изучаемые показатели прослеживались в содержании целей.
Важным этапом опытно-экспериментальной работы является определение экспериментальной выборки. Ее объем должен быть необходимым и достаточным для достижения цели исследования. При определении контрольной и экспериментальных групп важно учесть, чтобы эти группы были примерно одинаковы по:
- объему (равное количество детей в группе);
- возрастному диапазону;
- гендерному составу (одинаковое количество мальчиков и девочек);
- условиям образования и воспитания;
- прочим признакам, важным для конкретного исследования.
Необходимо обеспечить добровольность участия испытуемых в эксперименте и сохранение конфиденциальности их данных.
Особое внимание следует уделить анализу и обработке экспериментальных данных. Введение бальных оценок по каждой диагностической процедуре обеспечит объективность обработки данных и прозрачность при определении общего уровня сформированности изучаемого явления. Описание экспериментальных данных должно включать сочетание количественно и качественного анализа и может быть проиллюстрировано таблицами, рисунками и примерами высказывания испытуемых.
Примерные общие результаты проведения констатирующего эксперимента: уровневое или качественное описание исследуемого явления. Для описания качественных проявлений изучаемого явления можно воспользоваться какой-либо из дошкольных образовательных программ, например, программой «Детство», или «Истоки» и другие программы.
Таким образом, результаты констатирующего (диагностического) этапа экспериментальной части исследования и содержит описание цели, задач и методики констатирующего эксперимента; описание, анализ, обобщение результатов диагностического этапа опытно-экспериментальной работы.
В итоге все вышесказанное должно свестись в таблицу «Диагностическая карта констатирующего эксперимента».
Например:
Таблица 4