III. Структура и содержание дисциплины

№ п/п Тема дисциплины Содержание темы в дидактических единицах
  Тема 1. Теоретико-методологические основы педагогической психологии.   Подходы к определению педагогической психологии (В.А.Крутецкий, Т.В. Габай, Л.И.Божович, И.А. Зимняя, В.В. Двыдов). Взаимосвязь педагогики с психологией. Взаимосвязь педагогической и возрастной психологии. История становления, теории учения и их сравнительная роль в организации современного образования (теория учения Платона, Руссо, психологические основы образования и воспитания Честерфилда, теория Ушинского, Толстого, Макаренко, современные теории интегративного обучения, становление педагогической психологии в России). Педология. Предмет и задачи педагогической психологии. Проблемы педагогической психологии. Основные задачи педагогической психологии. Структура педагогической психологии. Особенности применения теоретических знаний в психолого-педагогической практике. Проблема методов педагогической психологии. Формирующий эксперимент как один из основных методов психолого-педагогических исследований. Суть формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент как применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Синонимы формирующего эксперимента: преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, метод активного формирования психики. Экспериментальное обучение как разновидность формирующего эксперимента. Виды экспериментального обучения: индивидуальный обучающий эксперимент; коллективное экспериментальное обучение. Основные черты методики экспериментального обучения. Достоинства формирующего эксперимента. Основные результаты применения формирующего эксперимента в педагогической психологии Система базовых понятий педагогической психологии.  
  Тема 2. Психология обучения. Понятие образования и обучения. Традиционная и инновационная схемы обучения. Понятие обучения, образование. Традиционная схема обучения. Виды обучения: развивающее, личностно-ориентированное, контекстное, витагенное, позиционное. Инновационная схема обучения Психологический анализ развивающихся функций традиционной и инновационной стратегии организации образования. Обучение в контексте основных направлений современной психологии: бихевиористский, ассоциативный, личностно – деятельностный, гештальт подходы. Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе. Различные подходы к определению научения (Л.Б.Ительсон, И.А.Зимняя, К.К.Платонов, Н.Ф.Талызина, Р.С.Немов). Различные подходы к определнию учения (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов). Междисциплинарный подход к учению (по И.Лингарту). Теории учения и их сравнительная роль в организации современного образования. Соотношение понятий: научение, учение, обучение. Проблемы теории научения. Типы научения. Виды научения. Теории научения (ассоциативные, условно-рефлектоные, операциональные, знаковые). Бихевиоральные законы наученя в педагогической психологии. Научение: виды научения у человека – импритинг, условно-рефлекторное научение, викарное научение, вербальное научение; механизмы научения у человека – формирование ассоциаций, повторение, различение, обобщение, инсайт, творчество. Учебные мотивы. Мотивация достижения успеха. Проблема мотивации достижения успеха. Мотивы достижения успеха и избегания неудачи. Стремление к достижению успеха (Ф. Хоппе), "мотив достижения" (Д. Макклелланд). Теория мотивации достижения Аткинсона. Изучение мотивации достижения успеха в отечественной психологии. Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы А.Н. Леонтьева. Мотивация достижения (в понимании М. Ш. Магомед-Эминова). Соотношение мотивов достижения успеха и избегания неудачи. Способы самоконтроля у людей с мотивом стремления к успеху и с мотивом избегания неудачи. Особенности проявления мотивации достижения в учебном процессе. Феномен "обученной беспомощности" (М. Селигман). Беспомощность и самооценка. Сферы беспомощности.  
  Тема 3 Соотношение обучения и развития. Законы обучения. Деятельностный подход в педагогической психологии. Проблемы обучения и психического развития. Основные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и развития (Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев). Диалог Л.С.Выготского и Ж.Пиаже. Законы обучения Л.С.Выготского (понятие ЗБР). Становление деятельностного подхода в современной педагогической психологии. Деятельностная теория как основное направление современной концепции образования. Походы к определению обучения (К.К.Платонов, П.И.Пидкасистый, Н.Ф.Талызина, И.А.Зимняя, И.Ф.Харламов). Основные направления разработки проблемы обучения и развития. Теория формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Основные линии психического развития в учебном процессе. Основные тенденции психического развития в учебном процессе. Движущие силы, факторы и условия психического развития. Уровни психического развития (УАР, ЗБР). Обучаемость: виды, уровни, проявления. Факторы обучаемости. Основные положения изучения личностного развития каждого ученика.  
  Тема 4 Психология деятельности обучения. Усвоение знаний как центральное звено учебной деятельности. Психология понимания. Психология деятельности обучения. Общая характеристика учебной деятельности: предметное содержание, средства и структура учебной деятельности. Трактовки понятия «учебная деятельность». Уровневый анализ учебной деятельности. Проблемы теории учебной деятельности. Общая структура учебной деятельности. Предметное содержание и свойства учебной деятельности. Этапы решения учебной задачи. Виды и этапы усвоения учебных действий. Учебная мотивация: характеристика как психологической категории, приемы формирования позитивной мотивации, познавательный интерес. Виды учебной работы: фронтальная, индивидуальная, групповая; непосредственная, опосредованная; сообщение, обобщение. Усвоение знаний как центральное звено учебной деятельности: общая характеристика, стадии усвоения, критерии усвоения. Формирование понятий. Обучение умениям: понятие умения; условия формирования умений – распознавание типа задачи, установка, представление ситуации в целом, использование предшествующего опыта. Условия и пути формирования навыков: пробные попытки и отбор, осмысливание цели; расчлененный показ, детальный инструктаж, применение карточек, тренажеров, проговаривание. Факторы, влияющие на успешность усвоения: личностные, дидактические, методические. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности. Стили обучения. Умение учиться. Основные категории герменевтики.  
  Тема 5 Научное знание. Психологическое знание, его специфические особенности. Логика построения психологического знания и психологического образования. Научное знание: строение, особенности, виды, характеристики; функции основных видов научного знания. Знание гуманитарное и естественнонаучное. Теоретическое знание, эмпирическое: общая характеристика. Психологическое знание, его специфические особенности. Логика построения психологического знания и психологического образования. Личностно ориентированная концепция подачи научного и психологического знания. Инноватика концепции – личность как цель образования. Технологическое обеспечение личностно ориентированного образования.  
  Тема 6 Основы когнитивной психологии. Исторический анализ возникновения и развития когнитивной психологии. Психология мышления как основ а когнитивной психологии. Концепции латерального и критического мышления как альтернативные ветви психологии познания. Когнитивное обучение – понятие, основные формы. Обучение критическому (латеральному, творческому) мышлению. Психология креативности. Традиционная модель организации процесса познания и усвоения социокультурного опыта и ее когнитивные модификации.  
  Тема 7 Субъекты образовательного процесса. Категория субъекта. Специфические особенности субъектов образовательного процесса. Личность педагога – психологические характеристики. Виды деятельности педагога как субъекта образовательного процесса: обучающая, воспитывающая, научно-исследовательская, учебная, проектировочная. Педагогическая деонтология. Модульное представление профессиональной компетенции педагога (по А.К. Макаровой). Смысловой барьер между педагогом и обучаемым. Причины возникновения смыслового барьера. Уровни продуктивности деятельности педагога Стили педагогической деятельности. Характеристика индивидуального стиля деятельности педагога. Профессиональная позиция педагога. Дефекты личности педагога. Синдром эмоционального сгорания педагога. Схема психологического анализа педагогического опыта. Комплексный анализ урока. Психологические особенности способности к обучению на разных возрастных этапах. Обучаемость как характеристика субъектов учебной деятельности. Возрастные психологические и социальные специфические особенности обучаемых: младший школьник; младший, средний и старший подросток; младший юношеский возраст; студенты. Условия успешного взаимодействия с обучаемыми разных возрастных этапов в образовательном процессе. Личность психолога. Составление профессиограммы  
  Тема 8 Проблемное поле современной педагогической психологии. Кризис педагогической психологии. Исторические вехи и переломные моменты науки. Проблемы развития психолого-педагогической науки Основные проблемы педагогической психологии сегодня. Соотношение обучения и развития. Обучение взрослых. Проблематика активных методов обучения. Оценка результатов обучения. Проблемы оценки – отсроченность результатов, неочевидность результатов и др. Бизнес-обучение. Ошибки педагогического общения. Провокации. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении, подчинение; должностная инструкция и варианты контракта педагога-психолога. Функционал, выполняемый педагогом-психологом; диагностический, консультационный, коррекционный аспекты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: