В ходе занятия студенты:
Выявят основные особенности личности педагога и соотнесут их с педагогическими способностями.
Вопросы:
1. Педагогические способности.
2. Особенности личности педагога.
3. Дефекты личности педагога; синдром эмоционального сгорания.
Литература:
1. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. – М., 1998.
2. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976.
3. Макарова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
4. Петровский А.В. Новое педагогическое мышление. – М., 1989.
5. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М., 1987.
Занятие 6. Разработка психологической характеристики на ученика младшего школьного и подросткового возраста.
В ходе занятия студенты овладеют навыками составления психолого-педагогической характеристики ученика младшего и среднего школьного возраста.
Вопросы:
1. Содержание характеристики на ученика младшего и подросткового школьного возраста.
2. Методы поиска и регистрации общих, психолого-педагогических сведений о ребенке.
3. Психологическая характеристика семьи.
4. Подбор методов и методик, помогающих раскрыть психологические особенности возраста и личности.
Литература: ксерокопии материалов
Занятие № 7-8. Психологическая характеристика классного коллектива.
В ходе занятий студенты овладеют навыками составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива.
Вопросы:
- Обсуждение написания всей характеристики классного коллектива.
- Общие сведения о коллективе.
- Учебная деятельность как основа организации ученического коллектива.
-Методы и методики, помогающие дать характеристику классного коллектива.
Продолжение занятия: «Психологическая характеристика классного коллектива».
Вопросы:
- Внешкольная жизнь коллектива.
- Изучить методику проведения теста «Социометрия».
Получить практические навыки проведения теста. Дать характеристику межличностным отношениям в классе.
- Дать характеристику межличностных отношений в классе на основе проведенного теста «Социометрия».
- Выводы и рекомендации по развитию коллектива.
Литература:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2005.
2. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
3. Липкина А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М., 1995.
4. Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. М., 1994.
Занятие 9. Диагностика обученности и обучаемости
В ходе занятий студенты ознакомятся с основными способами диагностики обученности и обучаемости.
Вопросы:
- Изучить состояние обученности и обучаемости по какому-либо школьному предмету 1 ученика.
- Сформулировать развивающие задачи, направленные на те стороны развития, которые недостаточно выражены, либо «отстают» у ученика.
- Подобрать средства для изучения состояния обученности и обучаемости:
а) диагностически построенный устный опрос;
б) специально подобранные или разработанные самостоятельно письменные контрольные работы на все виды знаний, их уровни, качества;
в) предметные тесты;
г)наблюдение; методика экспресс-диагностики состояния обученности и обучаемости Марковой А.К.
Результаты необходимо оформить письменно.
Литература:
1.Колмыкова З.И. Обученность и принципы построения методов ее диагностики./ Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1994.
2.Колмыкова З.И.Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1994.
3.Колмогорцева А.И. Организация психолого-педагогической диагностики учебно-воспитательного процесса в школе. Курган, 1995.
Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.