1. Выразительное чтение стихотворения А. Тетивкина (с. 73)
и вывод об употреблении восклицательного знака.
2. Л е к с и ч е с к а я р а б о т а: запись в словарики слова вос-клицательный, подбор однокоренных слов: восклицать, вос-клицание, воскликнуть (слова восходят к кликать, клич).
3. Работа над восклицательной интонацией с упр. 151.
4. Выразительное чтение стихотворения С. Михалкова, вы-явление предложений с восклицательной интонацией, нахож-дение различных по цели высказывания предложений (индиви-дуально: поиск предложений с одним главным членом).
Незабудки голубые, Колокольчик полевой...
— Где растут цветы такие? — Отвечают: — Под Москвой!
Мы их рвали на опушке, Там, где много лет назад По врагам стрелял из пушки Нашей армии солдат.
— Дайте нам букет цветов!.. — Раз — два — три! Букет готов!
Одним из самых сложных вопросов, которые приходитсяусваивать пятиклассникам, является понимание того, что вос-клицательная интонация является сопутствующим (дополни-тельным, вариативным) признаком предложения (потому её может и не быть). А цель высказывания есть у каждого предло-жения. В то же время, в связи с тем что наиболее часто воскли-цательный знак завершает побудительное предложение, у уча-щихся складывается ошибочное представление о синонимии данных понятий. Учителю следует постоянно актуализировать данную ситуацию.
5. Учащиеся читают теоретические сведения на с. 73—74, затем выполняют упр. 152 и дополняют информацию учебника о постановке восклицательного знака в конце вопросительного
по цели высказывания предложения, анализируя последова-тельность: сначала цель высказывания, затем интонация: ?!