I. Лингвистическая пятиминутка. Кто здесь спрятался? Выйдет на дорожку —

Кто здесь спрятался? Выйдет на дорожку —

Всем подставит ножку! (А. Шибаев) (Запятая.)

Знаете ли вы, что... (текст проецируется на доску, комментиру-

ются орфограммы, однородные члены в последнем предложении).

 

Придумал запятую на рубеже XV—XVI веков извес__ный венецианский типограф Альд Мануций. Его изобр__тательному уму принадлежит также вв__дение огл__вления, обл__гчившего пользование книгой.

 

В XVI веке родился на свет и вопр__сительный знак, благодаря братьям Венделину и Иоанну да Спира. (Из Интернета)

 

II. Проверка домашнего задания.

 

Частичный анализ упр. 207: а) Чем отличается последнее предложение от всех других? (Везде однородными членами являются сказуемые, а в последнем предложении — допол-нения / обстоятельства (ходили за ч е м? за грибами, за яго-дами / ходили з а ч е м? за грибами, за ягодами). б) Чем отли-чаются сказуемые в первом предложении от остальных? (Они выражены прилагательными.)

 

III. Изучение нового материала.

 

1. Учащиеся придумывают, какие грибы и ягоды могли со-брать ребята в лесу. Эти сведения оформляются в виде предло-жений по данному началу: Ребята собрали в лесу...

 

2. Материал для наблюдения. Сравнение структуры предло-жений, осмысление особенностей пунктуации.


Ребята собрали в лесу чер-нику, голубику, морошку и малину.


Ребята собрали в лесу раз-ные ягоды: чернику, голуби-ку, морошку и малину.


 

Учитель сообщает о том, что такое слово, которое вобрало в себя значение идущих за ним однородных членов, называется обобщающим, и обращает внимание учащихся на то, что: а) оноявляется тем же членом предложения; б) стоит в такой же фор-ме, что и однородные члены.

 

3. По данному образцу учащиеся составляют второе предло-жение.

 

4. Работа с теоретическим материалом (с. 96), усвоение услов-ного знака для обозначения обобщающего слова: o, определе-ние вида интонации при чтении предложений с обобщающими словами — предупредительная (с повышением тона).

5. Упр. 210, 211 сопровождаются составлением схем.

 

К о н т р о л ь н ы й в о п р о с: Что меняется в пунктуации данных предложений, если из них удаляется обобщающее слово?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: