1. Наблюдения за работой артикуляционного аппарата: про-износим звуки [а], [з], положив ладонь на гортань; наблюдаем за тем, какие преграды встают на пути воздушной струи при произношении согласных звуков: [п], [м] (смыкаются губы), [т] (язык движется вперёд), [й] (язык находится в середине рта),
[к] (язык преграждает путь воздушной струе сзади); [р] (язык вибрирует), [н] (воздух проходит через нос).
2. Чтение теоретических сведений на с. 124, выполнение упр. 268, 269.
3. Работа со скороговорками.
— Какой принцип заложен в скороговорках? Почему их так нелегко произносить? Зачем нужны скороговорки?
Учащиеся вспоминают знакомые скороговорки, произносят их несколько раз подряд (работа в парах), выполняют упр. 270.
Учитель может дополнить список скороговорок, например, одной из самых трудных, несмотря на краткость, скороговорок
в русском языке — Король — орёл (произносится подряд не-сколько раз).
4. Осмысление того, что в процессе речевого общения спе-шить при говорении и чтении нельзя. Учащиеся готовят выра-зительное чтение стихотворения С. Михалкова (с. 125).
|
|
5. Составление памятки «Как нужно читать вслух» (упр. 273), обсуждение вариантов памятки, коррекция напи-санного.
IV. Закрепление и повторение изученного.
Анализ текста А. Кондратова (упр. 274): выразительное чтение с опорой на составленную памятку, подбор заголовка, запись текста с заголовком, составление схем предложений с обобщающими словами.