III. Освоение темы урока. 1. Учащиеся повторяют те сведения об алфавите, которые им известны

 

1. Учащиеся повторяют те сведения об алфавите, которые им известны.

 

2. Работа с теоретическим материалом на с. 133. Вначале учитель проводит орфоэпическую работу: склоняется слово алфавит (с различными предлогами): для алфавита; по алфа-виту; с алфавитом; в алфавите; затем проговаривается числи-тельное: около восемьсот шестьдесят третьего года; прила-гательное украинский. После чтения в словари выписываются слова: старославянский, кириллица.

 

Записываются предложения: Кириллица — азбука старо-славянского языка. Она легла в основу русского, украинского, белорусского, сербского и болгарского алфавита. Устно ком-ментируется пунктуация (может быть дополнена составлением схем).

 

3. Работа с материалами для наблюдения на с. 133 и с упр. 300 (с. 136). Сопоставление строения слов азбука и ал-фавит. Следует иметь в виду, что буква «есть» изображаласьв кириллице несколько по-другому: Є (є), кроме того, буква «зело» вообще исключена из русского алфавита, в нём в изме-нённом виде осталась буква «земля».

 

4. Чтение диалога на с. 133—134. Предварительно учитель акцентирует внимание учащихся на знаках препинания, кото-рыми сопровождаются реплики героев. После чтения диалога учащиеся повторяют мысль о том, зачем надо знать порядок расположения букв в алфавите, и выписывают в словари слова

 

энциклопедия, кинотеатр, афиша.

 

5. Выполнение упр. 290—292, 296 сопровождается чёт-ким проговариванием названий букв (наиболее плохо запо-минаемые названия букв представлены в рамочке на с. 134). Сведения о количестве букв каждой из групп выучиваются (таблица упр. 290). Данные сведения учащиеся сопоставляют со своими знаниями о количестве звуков в русском языке (со-гласных — 36, гласных — 6: гласных звуков меньше, чем букв, согласных звуков больше).

 

6. «Географическое лото». Учащиеся по очереди называют букву алфавита и город, название которого начинается с этой буквы. С какой буквы будут писаться эти слова? (С заглавной.)

 

С каких букв не начинаются слова? (Ы, ъ, ь.) Для любознатель-ных: в большом географическом атласе есть 14 географических названий на букву ы (в основном корейские) и два на букву ё. В случае затруднения в подборе слова на очередную букву на помощь приходит учитель или кто-либо из учеников (труд-


ности в основном возникают при подборе слов на букву й и на буквы последней части алфавита. Можно предложить города:

 

Йорк, Ханой, Цюрих, Чита, Шанхай, Щорс, Энгельс, Юрмала, Ярославль).

 

7. Работа с аббревиатурами в упр. 294 предваряется инфор-мацией о том, что слова такого типа могут читаться по-разному: буквами и звуками. То есть бывают буквенные аббревиатуры

 

и звуковые. Например: МГУ — «эм — гэ — у» читается бук-вами, а МИД — [м’ит] — звуками. В то же время за аббреви-атурой США закрепилось особое произношение — по буквам, но так, как они (буквы «эс» и «ша») произносятся в просторе-чии, а не в литературном языке: [сэ — шэ — а].

 

8. При выполнении упр. 295 учитель предупреждает о том, что в библиотечном перечне имя стоит после фамилии, причём это касается как русских авторов, так и зарубежных. Кроме того, ученикам надо принять решение: как расположить по ал-фавиту фамилии, начинающиеся с одной и той же буквы (Тол-стой, Тургенев, Твен)?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: