1. Учитель сообщает, что словарная статья даёт образец упо-требления слов русского языка, указывая, с какими словами данное слово дружит (учёные говорят: сочетается), и предла-гает подумать, близки ли по цветовой гамме слова, размещён-ные в рамочке на с. 153.
Учащиеся с помощью толкового словаря определяют лекси-ческое значение данных прилагательных, анализируют при-меры их употребления (материал можно вывести на экран):
Голубой — светло-синий; цвета ясного неба. Голубые незабудки. Голубой шарф. Голубая открытка. Голубой цвет.
Лазурный — светло-синий; цвета ясного неба; небесно-голубой.
Лазурное небо, лазурное море.
Бирюзовый — голубой или зеленовато-голубой; цвета бирюзы.
Бирюзовое небо, море. Бирюзовые крылышки стрекоз. Бирюзовое платье. Бирюзовый цвет.
Небесный — ярко-голубой; цвета неба. Глаза небесного цвета.
После предварительной работы выполняется упр. 335.
2. Мини-тренинг с близкими по звучанию и значению слова-ми, по-разному употребляющимися в речи. Учащиеся должны выбрать слово из каждой пары и вставить его в предложение (форму слов, если это необходимо, можно изменить).
|
|
1. На... заводе освоили выпуск новой продукции (сте-кольный — стеклянный). 2. Здесь лечили... заболевания (грибной — грибковый). 3. Перед выходом мама... на дочку пальто (надеть — одеть). 4. Не забудьте... за проезд (опла-тить — заплатить)!
3. Выразительное чтение высказываний о слове и языке (упр. 333, 336), содержательный анализ высказываний; запись
в словарики слова лексикон (словарь учебника, с. 178).
4. Лексический диктант. Учащиеся узнают слова по их лек-сическому значению и записывают в составе словосочетания (у доски параллельно работают два ученика).
1) Лёгкие летние туфли с открытым верхом и без задни-ка (босоножки); 2) сердито бормотать, выражая неудоволь-ствие (ворчать); 3) сосуд для варки кофе (кофейник); 4) сняв одежду, надеть на себя другую (переодеться); 5) скрытно, тайком от других (украдкой).
Перед проверкой учитель даёт подсказку: слова-ответы рас-положены в алфавитном порядке.