1. Под руководством учителя учащиеся (с различной степе-нью самостоятельности в зависимости от уровня подготовки класса) осваивают теоретический материал, имеющийся в учеб-нике (с. 153—154), фиксируют основные сведения в обобщён-ном виде, сопровождают их примерами из упр. 338, 339.
Однозначные слова | Многозначные слова | |
Ѕ | Ѕ | |
Ї | Ї | |
одно лексическое значение: | два, три и более лексических | |
айсберг, изморозь, | значения: | |
ретивый, | свирепый (3), | |
шарада, кроссворд | коралловый (2), земля (4) | |
Ѕ | ||
Ї | ||
сходство: | ||
по форме: шляпка: гребень | ||
по характеру действия: бара- | ||
банить, варить |
2. К материалам упр. 341 желательно добавить несколько словосочетаний: свежее дыхание, свежий хлеб, свежая капу-ста, свежие силы, свежий румянец, свежие воспоминания, свежие новости, а также слова для справок: недавно приго-товленный; натуральный, не подвергнутый обработке; об-новлённый; здоровый; отчётливый, хорошо сохранившийся; недавно появившийся.
|
|
3. Упр. 342: выразительное чтение стихотворения, определе-ние, сколько лексических значений слова хвост упоминается
в нём.
Учитель может дополнить материал такими примерами:
Я оказался в самом хвосте очереди; У моей сестры два хво-ста: по математике и по физике. Учащиеся определяют,для какого стиля речи свойственно употребление слова хвост
в таких значениях. (Для разговорного стиля.)
4. Работа со словарём: учащиеся находят однозначные и многозначные слова (можно в группах, предложив каждой подобрать слова определённой части речи), придумывают свои примеры с данными словами.
5. Обыгрывание многозначности в стихотворениях А. Шиба-ева, Л. Мартынова (упр. 343, 344).
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
Межгрупповое соревнование: какая группа за отведённое время составит больше словосочетаний (или коротких предло-жений) со словами, употребив их в разных значениях. Значе-
ния в словосочетаниях одной группы не должны повторяться: острый (у слова 10 значений), пустой (7), лицо (6), тянуть (25),
мягкий (10), нос (6).