1. Учащиеся формулируют определение слова рассказ, ис-пользуя глаголы из лингвистической разминки; записывают определение из толкового словаря: Рассказ — 1) повествова-тельное произведение небольшого размера; 2) словесное изло-жение каких-нибудь событий; называют знакомые произведе-ния русских писателей, говорят, в каких ситуациях они сами выступают в роли рассказчиков.
2. Учитель сообщает учащимся о композиции рассказа, включающего завязку, развитие действия, кульминацию и раз-вязку (если на уроках литературы данные понятия анализиро-вались, то предлагает вспомнить), просит проиллюстрировать данные сведения примерами из названных учащимися художе-ственных текстов.
3. Работа по заданию упр. 618, составление сюжетного пла-на к рисункам Х. Бидструпа. Какие описательные фрагменты можно использовать при составлении рассказа?
4. Подбор словесного материала: а) слов, отражающих после-довательность происходящего: однажды, как-то раз, сначала, после этого, вдруг, потом, затем, вслед за этим, немного по-годя, через некоторое время, тогда, тут, в конце концов, в ре-зультате, наконец и др.; б) глаголов, обозначающих действие:
|
|
любоваться, рассматривать, восхищаться, наслаждаться, шествовать, взобраться, помогать, вбить, размахнуться, ударить, заорать, заохать, запричитать, схватиться, от-скочить, не удержаться, полететь, свалиться, раздавить,
стукнуться, разбить, пострадать, забинтовать, лечиться, восседать и др.
5. Устное сочинение-рассказ по рисункам.
V. Подведение итогов урока. Оценка работы, повторение ос-новных понятий.
VI. Домашнее задание. Составить план рассказа любимогописателя.
Урок 162. Неопределённая форма глагола (§ 109)
Цели урока: дать представление о неопределённой форме глаголакак начальной; научить распознавать глаголы в неопределённой фор-ме, образовывать её, писать ь после ч; закрепить правописание слов с основой на шипящий в неопределённой форме глагола.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целе-полагание. Познавательные УУД. Извлечение и переработка инфор-мации. Построение рассуждений. Коммуникативные УУД. Групповая работа.
Х о д у р о к а
I. Лингвистическая разминка. «Запиши и отгадай». Менябьют, колотят, ворочают, режут, я всё терплю и всем добром плачу. (Земля.) Сколько глаголов в этой загадке? Какую рольони здесь играют?