Georgievskaya T atyana Nikolaevna

South-Russian institute of management of RAMEPA the Pushkinskaya street 70,

Rostov-on-Don, Russian Federation, e-mail: g~tanya@inbox.ru

 

Annotation. Currently, the issues of the influence of the image making for the development of the city’s potential for local administrative structures are becoming top-priority, as the duties of managers include attracting investments of tourists and other potential consumers to the territory, ensuring the inflow of additional resources and improving the quality of life of the local population. At the same time, the strategic use of image making at the manager’s level is not sufficiently: developed.

Keywords: image making, the investment attractiveness of the municipal state, strategic; development of the municipal state.

 

Цель научного исследования состоит в разработке комплекса теоретических положений о имидже территорий и формировании примера их отражения в российских реалиях.

Имиджирование применительно к городам:- это сравнительно новое явление, но оно стало неотъемлемым ориентиром в деятельности госслужащих муниципальных образований,: поскольку имиджирование позволяет территории найти в себе необычайные, свежие и ошеломляющие качества и продемонстрировать их стране и миру. И претворение в жизнь и брендинга территории служит поводом и лейтмотивом;для практического обновления всего городского устройства.

Далеко не каждый государственный управленец стремится внедрить принципы имиджирования и брендинг в развитие территорий. Это происходит по целому ряду причин: во-первых, технологии управления имиджем и брендом территории распространены в России лишь в профессиональных кругах и часто не имеют инициаторов со стороны управляющих в; местных администрациях; во-вторых, в Российской Федерации, на данный момент, не существует унифицированного порядка к брендингу городов, нет распоряжений для поднятия имиджа городам; «сверху» а это значит что инициаторами часто выступают либо городские сообщества, либо местные власти, что ведет к разрозненности активности, способной привести к инвестиционной и инновационной привлекательности территорий, созданию конкурентных преимуществ в борьбе за инвестиции, трудовые ресурсы и сферы влияния.

Имидж территории, ее репутация становятся основополагающими факторами продвижения общегосударственных и региональных внешнеэкономических и политических проектов, важнейшим конкурентным ресурсом для налаживания партнерских отношений.
[1, с.19]

Позитивный имидж выступает предпосылкой, для ускорения социально- экономического развития территории, повышения уровня и качества жизни населения,: поскольку способствует решению ряда основополагающих вопросов, имеющих важное значение для интенсивного развития территории. Например, привлечение инвестиций, расширение рынков сбыта продукции региональных производителей, привлечение трудовых ресурсов и развитие туризма. Также, сегодня правомерно вести речь о закономерностях создания имиджа, оказывающих; самое прямое влияние на формирование социально- психологического климата города. [2, с.81]

В силу того, что имидж как феномен социокультурной жизни функционирует в пространстве общественных и деловых структур, межличностного и делового общения, само понятие стало полисемантичным а поливариантность его трактовки усложняем проблему дефиниции в научной литературе[3, с.60]

Разберемся, что же представляет из себя понятие «имидж». С точки зрения философской науки, имиджем считается целостный, качественно определенный образ данного объекта, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом и (или) индивидуальном сознании. [4] Также обозначается, что правильно подобранный имидж является наиболее эффективным способом работы с массовым сознанием, и. отражая ключевые позиции, на: которые реагирует массовое сознание, вызывает автоматические реакции.

В Большом Энциклопедическом Словаре имидж рассматривается как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы.[5, с. 103].

Заметим, что оценка имиджа располагается в подсознательном пласте нашего сознания, в чем и состоит его необычайная доступность для восприятия людьми и цепкость присутствия в их сознании.[6, с.39] Если обратиться к теории бессознательного Зигмунда Фрейда, то можно сделать вывод, что поведение людей обусловлено системой эталонов и психических1 установок, которые приняты под воздействие в первую очередь от окружающей среды и различного рода психологических факторов. Если определить систему эталонов, можно прогнозировать поведение, а если создавать Эту систему, то можно вызывать желаемое поведение. То есть, сформулировав имидж города, мы сможем как влиять на поведение; общественности, так и формировать его.

Процесс формирования имиджа начинается с управления имиджем. Со стороны имиджеологии, управление имиджем человека это умений подать себя в наилучшем, а; не ложном свете. [7] То есть сформировать в подсознании объекта воздействия свой положительный облик.

Тем не менее, обратимся к иному определению управления имиджем в организации. Оно представляет собой содействие развитию такого мышления у персонала, которое бы позволило максимизировать:; стоимость предприятия (обеспечить возрастание уровня благосостояния его собственников), созданию системы корпоративных стандартов управления внешними и внутренними коммуникациями, специальных форм отчетности а, также мониторинг результатов». [8]

Популяризация технологий, связанных с имиджироваяием, проникает в разнообразные сферы общественной жизни, в том числе и на макроуровне - формируется имидж территории. Данное явление очень важно для совершенствования экономических и социальных основ управления, однако, изучено еще не в полной мере.

По мнению Ф. Котйера, имидж места - это упрощенное обобщение большого числа ассоциаций и кусков информаций,: Связанной с данным местом. [9, с.384]

Имидж территории — существующая в сознании совокупность устойчивых, но необязательно системных и верных представлений о городе. Вышеупомянутая дефиниция

складывается из трех составляющих —- одной объективной (характеристики территории, отражающие объективную действительность) и двух субъективных (личный опыт, личное представление о городе, с одной стороны, и чужие мнения, стереотипы и слухи о городе — с; другой);| 10, с. 148]

Иными словами, это желаемое видение состояния формирования бренда территории.

По нашему мнению, управление имиджем территории - это целенаправленный процесс формирования имиджа, воздействия субъектов имиджирования на положительное изменение восприятия города или иного территориального образования обществом, запечатление данной деятельности в муниципальных правовых актах,: фиксирование отчетов и мониторинг эффективности.управления.

Понятие лишь тогда имеет вес и силу, когда оно сообщается с функциями.

Имидж организации выполняет следующие функции:

1. Демонстративную - позиционирование организации на рынке.

2. Функцию стимуляции - побуждения потребителя к действиям.

3. Адаптивную функцию - обеспечение организации вхождение в необходимую ей общественную среду.

4. Рекламную функцию - привлечение внимания к организации с целью увеличения роста продаж товара, увеличение прибыли и т. д.[11]

Но, хотелось бы отметить, что имиджевые функции организации лишь частично: соотносятся с функциями имиджа муниципального образования. Главным отличием будет являться то, что деятельность коммерческой организации направлена на рост продаж и получение прибыли, а исполнительно-распорядительный орган муниципального образования; ориентирован на социальное, культурное, экономическое развитие территории.

Поэтому добавим ряд специфичных функций,: свойственных именно для имиджа; территории:

-репрезентативная (отражение состояния территории в субъективной оценке различных; групп интересов территории);

-образная (формирование непосредственного образа мышления и аналогий, связанных с территорией у населения);

-образующая (функция, служащая отправной точкой к формированию концепции бренда территории)

Сформулируем общие цели управления имиджем на примере муниципального образования (МО):

1) Формирование позитивных эмоций у резидентов и нерезидентов МО;

2) Позиционирование выбранной территории - среди других муниципальных: образований (далее МО) субъекта Российской Федерации и страны в целом;

3) Повышение конкурентоспособности МОШ|

4) Запечатление традиций, обычаев, особенностей менталитета жителей МО;

5) Адаптирование МО для вхождения в необходимую социально-экономическую среду;

6) Привлечение внимания к МО, с целью увеличения потока туристов, повышения интереса у инвесторов.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что позитивный имидж выступает предпосылкой для ускорения социально-экономического развития территории, повышения уровня и качества жизни населения, поскольку способствует; решению ряда основополагающих вопросов, имеющих важное значение для интенсивного развития территории.

 

Литература

 

1. Новенькова А.З. УМК «Маркетинг территорий»: [Электронный ресурс], URL: http://kpfn.ru/portal/docs/r479797186/UMK.Marketing.territoriiprav.pdf (дата обращения: 14.03.2017)

2. Визгалов Д.В. Маркетинг города [ Текст] / Визгалов Д.В. —М.: Фонд «Институт экономики города», 2008. С. 116.

3. Кривошеева Т.М., Костромина Н.В, Средства массовой коммуникаций и формирование туристского имиджа Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом. - 2012 - №10(37)- С,-59-74.

4. Имидж и репутация в зеркале русскоязычных источников: [Электронный ресурс] // Пункт. А [Сайт]. URL:http://vmw.punkt-a.com/ru/wiwi/tt01Lsotnikov.htm (Дата обращения: 14.03.2017),

5. Петренко В.Ф. Основы психосемантики [Текст] / Петренко В.Ф. - СПб.: Питер, 2005. С. 480;

6. Швец Л.Г. Инновационные технологии в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2012Г. 324.

7. J-K. Persy blog Управление имиджем руководителя [Электронный ресурс] URL::: hltp:/7jkpcrsyblog.com/upravlcnic-imidzhcm-rukovoditclya/ (дата обращения: 1.04.2017).

8. Manager lines [Электронный ресурс]: Процесс управления имиджем: URL:http77/Www.managerlines.ru/linems-62l-l.html (дата обращения: 1.04.2017)^’;

9. Котлер Ф. Маркет инг мест [Текст]. Котлер Ф.. Асплунд К, Рейн И., Хай дер Д - CJ16: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. С. 384.

10. Визгалов Д.В. Брендинг города [текст]/ Визгалов Д.В.//. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2008. С/160.

11. Цели, задачи и функции формирования имиджа организации [Электронный ресурс] Учебники [сайт]. //: URL: http://textb.net/56/28.html (дата обращения: 2.04.2017)

 

 

Российский рынок труда: способы регулирования

 

Т.А. Горбунова

 

Волжский гуманитарный институт (филиал) Волгоградского государственного университета

E-mail: tatianaandgor@gmail.com

 

Аннотация. В статье рассматривается методы и инструменты государственного и муниципального регулирования уровня занятости населения в России; анализируется опыт политики занятости в зарубежных странах; предлагаются возможные пути решения проблем в области регулирования занятости.

Ключевые слова: занятость населения, рынок труда, безработица, государственное и муниципальное регулирование, зарубежный опыт.

 

The Russian labor market: methods of regulation

 

T. A. Gorbunova

 

Volga Humanitarian Institute (branch) of the Volgograd State University

E-mail: tatianaandgor@gmail.com

 

Annotation. The article examines the methods and instruments of state and municipal regulation of employment rate in Russia; the experience of employment policy in'foreign countries is analyzed; ways to solve the employment problem are suggested.

Key words: employment, labor market, unemployment, state and municipal regulation, foreign experience.

 

Полная и эффективная занятость - главная цель и средство обеспечения высокого уровня жизни, и ее достижение возможно лишь при эффективном регулировании рынка труда и сферы занятости населения в целом. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях рыночного реформирования России вопросы, в том числе связанные с регулированием занятости на уровне муниципалитетов, являются важной проблемой и регламентируются законодательством.

На федеральном уровне разрабатываются важнейшие направления политики занятости, определяются ее цели и решаются основополагающие задачи по согласованию политики занятости с демографической, финансовой, миграционной, социальной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой государства. На данном уровне определяется общая политика трудоустройства и меры поддержки безработных.

Иными словами, на высшем уровне политика Занятости в России осуществляется с помощью мер инвестиционной, финансово-кредитной, налоговой и социальной политики. Они способствуют рациональному размещению производительных сил в стране, повышению мобильности трудовых ресурсов, поощрению гибких режимов труда, созданию новых технологий и прочим мерам, способствующим сохранению и развитию системы рабочих мест.

На региональном уровне проводится более детальный анализ основных направлений государственной политики занятости и выделение наиболее приоритетных для региона задач. При этом, как правило, на данном уровне некоторые меры, например, по поддержке малого бизнеса и развитию фермерства носят более эффективный характер. А это в сваю очередь стимулирует малое предпринимательство и самозанятость населения. Кроме того, региональное правительство может обеспечить дополнительные рабочие места путем реализации программ по содействию жилищному, дорожному строительству и т.д.

На местном уровне осуществляется непосредственная работа с населением и практическая реализация положений о политике занятости в области трудоустройства, обучения (переобучения) граждан, ведется выплата пособий безработным. Законодательно установлено, что органы местного самоуправления имеют право принимать участие в финансировании и организации ряда мероприятий, направленных на содействие занятости населения^ среди которых организация общественных работ, временного трудоустройства подростков (в свободное от учебы время), а также проведение ярмарок-вакансий, дней абитуриента, оказание; помощи в трудоустройстве впервые ищущим работу.;

Несмотря на специфику определяемой политики занятости в каждой отдельной стране, для России не менее актуален опыт зарубежных стран в решении проблем, свойственных их рынку труда, поскольку исследование этих проблем, принимаемое решения могут значительно снизить риск возникновения осложнений и в нашей стране.

Средний уровень безработицы в России с 2009 по 2016 гг. имеет тенденцию к снижению - с 8,3 до 5,5% соответственно, и только последнюю пару лет наблюдается небольшой относительный рост - с 5,2% в 2014 г. до 5,6% в 2015 r. [4],3а последние десять лет совокупная безработица стран—членов ЕС достигала своего максимума в 2012-2013гг. — 10,2-10,6%, снизившись до 9,5% к 2016г. [6].

Следует отметить, что для политики в сфере занятости в странах ЕС важную роль играет региональная политика, направленная на уменьшение разрыва между уровнями развития разных регионов, на ликвидацию отставания развития «Депрессивных» европейских территорий. Цель такой политики- уменьшить имеющиеся региональные диспропорции в экономическом и социальном развитии, в уровнях занятости населения и предотвратить возникновение региональных дисбалансов в странах ЕС. Совместная региональная политика стран ЕС является составляющей европейской структурной политики и называется — политика «сплочения». Средством его достижения является создание примерно равных условий доступа к факторам производства (Капитал, труд, образование и услуги) для населения разных регионов.

В частности, так называемая немецкая (неолиберальная) модель занятости базируется на активной политике занятости: государство поощряет всех производителей (работодателей) за создание новых рабочих мест, а также сохранение уровня занятости при модернизации предприятий, предоставляет льготы предприятиям, которые воздерживаются от массовых увольнений работников. В Германии основная часть субсидий направляется кооперативам, которые образовались на базе предприятий-банкротов из безработных, имеющих определенные знания, но не имеющих навыков в организации бизнеса [5, с. 51].

В целом, как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, наиболее эффективным методом регулирования занятости населения является сочетание механизмов государственного регулирования рынка труда и саморегулирования, которые представлены на рисунке1.


Рисунок 1 Направления регулирования занятости населения [3, с. 94].

 

Для России вполне возможно использование положительного опыта организационно- управленческих основ регулирования занятости в Германии. Во-первых, будут создаваться новые конкурентные продукты, а во-вторых - снизится уровень безработицы и социальное напряжение.

В Германии на совершенствование территориальной экономической структуры выделяется около 1 % государственного бюджета, к чему добавляются собственные средства земель и Структурных фондов ЕС. Координатором европейской региональной политики является Комитет регионов, который состоит из представителей региональных и местных органов власти. Комитет регионов играет важную роль в прогнозе тенденций и разработке стратегии регионального развития; вносит свои; предложения и коррективы в структурную политику ЕС, привлекая региональные и местные органы власти в процесс принятия решений на общеевропейском уровне [1, с. 167].

Практика вмешательства государства в регулирование занятости населения и борьба с «провалами рынка» демонстрируют необходимость изменения инструментов политики на рынке труда в сторону расширения использования мер активной политики по содействию^ занятости населения. Однако сохраняется потребность,в совершенствовании существующих механизмов по регулированию рынка труда и разработке новых, соответствующих постоянно изменяющимся условиям. Особое внимание следует уделить программно-целевому методу как наиболее действенному в управлении занятостью населения, который способен действовать комплексно. В регулировании занятости могут быть задействованы следующие; программы:

а) специальные программы развития конкретных отраслей, которые обеспечивали бы одновременно и экономический рост, и рост занятости;

б) программы, нацеленные на обеспечение доступности всем нуждающимся в дополнительном профессиональном обучении или переподготовке;’

в) специальные программы по содействию в развитии малого предпринимательства (индивидуальные частные и семейные предприятия) [2];.

Кроме того, невозможно Игнорировать и макроэкономические факторы. Так, важной причиной дезорганизации рынка труда и обострения проблемы занятости в развитых странах в последнее время являются введенные в отношении России экономические санкции.

Как показывает имеющаяся практика, данное обстоятельство в условиях современной; глобальной экономики привело К свертыванию производства, сокращению персонала, росту безработицы и закрытию предприятий, в том числе в ЕС. Наблюдается усложнение механизма образования безработицы, возрастающая роль в нем политико-экономических факторов долговременного характера.

Применительно к России этот фактор означает, что развитие рынка труда в решающей; мере будет определяться качественными сдвигами в экономике, переводом ее в фазу интенсивного роста, повышением эффективности. Именно поэтому роль государственной службы занятости должна расти, прежде всего, в прогнозировании структурных сдвигов в экономике региона разработке соответствующих потребностям региона программ трудоустройства. В последнее время все большее распространение приобретают именно гибкие и нестандартные формы занятости.

С государственной точки зрения, внедрение концепции гибкого рынка труда выгодно, тем, что ощутимо расширяются масштабы эффективной занятости населения. Гибкие режимы рабочего времени являются немаловажным фактором рационального использования рабочей силы, который подчас недооценивается.

Широкое распространение в развитых странах Получила частичная занятость. Например, при необходимости расширить режим работы предприятия и привлечь к авральной работе дополнительные рабочие руки, чтобы снизить нагрузку на работающих и лучше удовлетворить потребности клиентов. Для работников же это возможность иметь условия работать с учетом ресурсов здоровья, необходимости подготовки к выходу на пенсию, совмещать работу с воспитанием детей и тому подобное [6, с. 68].

В контексте проанализированного отечественного и зарубежного опыта основными направлениями обеспечения эффективности государственного управления занятостью населения можно выделить следующие:

a) сбор и распространение информации о состоянии спроса и предложения на рынке труда;

b) целостная система профессионального обучения и; переподготовки лиц, оставшихся без работы или тех, кому грозит безработица;

c) система налоговых льгот для содействия созданию рабочих мест;

d) программы обучения и переобучения для повышения конкурентоспособности на рынке безработных;

e) разработка региональных программ занятости населения и целевых программ общественных работ; развитие системы социального обеспечения.

Реализация данных мер должна осуществляться путем рационального распределения задач на государственном либо региональном уровняй, поскольку в условиях дефицита бюджетного финансирования скрытые резервы и дополнительные ресурсы следует.искать, именно в повышении эффективности использования механизмов государственного регулирования рынка труда.

 

Литература:

1. Афонин В.А. Социальная сфера и проблемы государственного управления / Е.А. Афонин, В.О. Чмыга // Экономика и государство. - 2007. - № 1. - С. 67-69.

2. Белоус И. Опыт стран ЕС в сфере социальной поддержки населения / И. Белоус;// Мир финансов.- 2006.- № 4-С. 165-169.

3. Белохвостова Н.В. Механизмы государственного регулирования занятости населения; // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - №7.B.C. 90-100.

4. Официальные данные Федеральной службы государственной статистики; Рынок труда, занятость и заработная плата. [Электронный ресурс] URL: httpSwww.gks.ru/

5. Туленков M.B. Организационно-управленческие основы регулирования занятости в Германии / М.В. Туленков Цбюл. ИПК ГСЗУ. — 2004. Bn° 1 В- С. 50—54.

6. Уровень безработицы Европейского Союза. [Электронный ресурс]! URL:' btttfl/www. ereport.ru

7. Шубцова JI.B. Государственное антикризисное управление: системный подход. //: Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 5. — С. 11-19.

 

 

Умный город как направление повышения
конкурентоспособности территории


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: