В моде остроносые туфли без каблуков, с разрезами. Верх обуви делали из бархата или шелка, кожаная обувь встречается редко, за исключением сапог – обязательной части мужского охотничьего или военного костюма. Обувь была богато декорирована.
Мужчины носили головные уборы различной формы. Сначала был популярен берет, затем появилась шляпа с высокой тульей и маленькими жесткими полями (форма шляпы напоминает сужающийся к верху цилиндр). Головные уборы украшались лентами, декоративными шнурами, перьями, аграфами из драгоценных камней и т.д. Испанки носили шляпы подобные мужским.Оригинальными женскими головными уборами были мантильи и трансадо. Мантильи представляли собой накидки-покрывала из черной или белой тонкой ткани или кружева. Трансадо – небольшая повязка, переходящая в футляр для косы, крестообразно перевитый узкой черной лентой.
Прически мужчин делались из коротко стриженных волос, так как длинные волосы не позволяли носить высокие воротники. Короткая бородка остроконечной формы (эспаньолка) сочеталась с усами и короткой стрижкой. Женские прически были из высоко поднятых волос, украшались гребнями и шпильками. Женщины умеренно использовали косметику и духи.
|
|
Знаковым аксессуаром в мужском костюме была шпага – обязательный элемент костюма дворянина. Женщины держали в руках веер или носовой платок. В испанском женском и мужском костюмах были широко распространены ювелирные изделия – это украшения, непосредственно входившие в композицию костюма и много съемных драгоценностей. Достигается совершенная тонкость и художественная выразительность в изготовлении серег, перстней, цепей, металлических поясов, различного рода оправ и т.д.
Контрольные вопросы:
1) Что такое вертюгаден?
2) Назовите виды и цветовую гамму текстиля в костюме испанцев XVI в.
3) Что такое пансерон?
4) Назовите варианты женских головных уборов в испанском костюме XVI в.
5) Охарактеризуйте испанский мужской костюм XVI в.
Развитие европейского костюма в XVII веке.
Расцвет абсолютизма в XVII веке потребовал новых идеалов и новых героев времени, что, несомненно, отразилось в развитии костюма. Особенно пристальное внимание необходимо уделить рассмотрению придворного костюма французских монархов, поскольку Франция как страна классического абсолютизма и могущественная держава именно в этот период приобретает статуса гегемона в области моды. Все европейские Дворы подражали пышности, церемониальности костюма французских королей.
Для изучения истории костюма века абсолютизма, традиционно выделяют этапы, связанные с личностями монархов. Первая половина XVII века, с царствовавшим Людовиком XIII, характеризуется Тридцатилетней войной 1618-1648 годов, наложила военизированный оттенок на развития костюма, который еще называют модой «а ля Валенштайн», по имени одного из видных военачальников того периода или «мушкетерской модой».
|
|
Вторая половина XVII века, принадлежит вкусам Людовика XIV, знаменитого Короля Солнца, заявившего при вступлении на престол «Государство – это Я!». Пышность, вычурность, помпезность отразилась в искусстве и моде в художественно-стилистических особенностях стиля «барокко».