Как известно, до образования в 1860 году (указом Александра II) Кубанского казачьего войска, на территории Кубани несли службу Черноморское казачье войско и Кавказское линейное казачье войско, этнический и социальный состав которых различались. Исторические обстоятельства их появления на Кубани и порядок несения службы также были различными. Черноморское войско привнесло на Кубань обычаи и традиции Запорожской Сечи, расформированной Екатериной II в конце XVIII века, и состояло из казаков-малороссов, во многом сохранивших определенные элементы украинского быта и материальной культуры.
Казаки-линейцы, несшие службу на Старой и Новой линии, происходили от донских казаков, которые в 1794 году заложили на Кубани шесть станиц: Прочноокопскую, Кавказскую, Григориполисскую, Темнолесскую и др. Казаки-линейцы в основном были великороссами, т.е. русскими (выходцами с Дона). В связи с этим первоначально культура линейных казаков формировалась под влиянием материальных и духовных ценностей, обычаев и традиций донских казаков. Это нашло отражение, как в говоре, так и в во внешнем облике линейного казака, форма которого во многом походила на донскую.
|
|
Что касается Черноморского войска, состоявшего первоначально из запорожских казаков, то именно традиции Запорожской Сечи оказали заметное влияние на формирование культуры черноморских казаков и нашли отражение, как в устной речи, так и в религиозных обрядах и в обмундировании черноморцев.
Кроме этнических различий, существовали также и религиозные. В то время как черноморские казаки исповедовали православие, линейные казаки в основном являлись старообрядцами.
Приверженность старообрядчеству у линейцев являлась причиной весьма низких темпов как храмового строительства, так и формирования местного духовенства. Именно этот фактор тормозил и развитие просвещения. В то время как в Черноморском войске одним из главных носителей образования были священнослужители, на Линии этот вопрос долгое время оставался открытым. Первые школы возникли здесь только в 1832 году, спустя почти 30 лет после открытия первого учебного заведения у черноморцев[45].
Итак, отметим, что изначально (с момента появления на Кубани) культура черноморцев и линейцев имела ощутимые различия в силу этнического, исторического, религиозного и территориального факторов.
Рассмотрим их подробнее.
Этнический фактор проявился в том, что черноморцы и линейцы принадлежали к разным этносам. Костяк Черноморского казачьего войска изначально составляли запорожцы украинского происхождения, линейцы же в основной массе были русскими выходцами с Дона.
|
|
Исторический фактор проявился в том, что черноморцы изначально представляли собой единое войско, сформированное по указу Екатерины II в 1787 году и впоследствии получившее высочайшее разрешение переселиться на Кубань в 1792 году, чтобы нести «охрану и службу пограничную». Что касается линейных казаков, то они заселяли Старую линию не единым войском, а отдельными полками: Кубанским, Кавказским, Хоперским.
Религиозный фактор проявился, как уже отмечалось выше, в различии вероисповедания. Черноморцы исповедовали православие, линейные казаки – старообрядчество.
Относительно территориального фактора следует отметить, что место расселения черноморских казаков было более безопасным, чем линейных, так как их курени располагались не на границе, а вдалеке от нее.
Что касается линейцев, то они жили там же, где и несли службу. Вследствие этого угрозе нападения горцев подвергались не только сами казаки, но и их семьи[46].
Это различие проявилось в устройстве куреней и станиц, в планировке жилищ, в наличии или отсутствии укреплений и т.д.
Черноморские курени, согласно указанию войскового правительства, возводились на местах, указанных казакам по жребию и с самого начала имели правильную планировку (улицы определенной ширины, площадь посередине куренного поселения и т.д.). Почти все казачьи курени, впоследствии ставшие станицами, располагались на удобных для скотоводства и земледелия участках вблизи рек или там, где был источник воды. Одновременно с появлением постоянных казачьих поселений у черноморцев возникают хутора, зимовники, коши, в которых казачьи семьи содержали скот и имели необходимые хозяйственные постройки. Традиции ведения хуторского хозяйства были занесены на Кубань с Украины.
Что касается поселений казаков-линейцев, то они располагались непосредственно вдоль Старой (а затем и Новой) линии, на границе столкновений с горцами, и вследствие этого были лучше укреплены: селения окружались глубоким рвом и земляным валом, обсаженным колючим кустарником. В нескольких местах вал прорезался воротами, которые охранялись караулом. Линейные станицы были несколько крупнее черноморских, в них первоначально селили по 150-350 казачьих семей. Здесь не получило распространение хуторское хозяйство, в отличие от черноморцев.
Жилища черноморских казаков в основном представляли собой турлучные хаты без фундамента, небольших размеров. Зачастую в облике кубанской хаты просматривались украинские элементы: галерея, опоясывающая дом с одной стороны, характерная для жилищ Полтавщины (см. приложение № 2), украшение соломенной или камышовой кровли выдающимся гребнем по коньку, которые были распространены на Киевщине и Подольщине[47]. Преобладающим был украинско-белорусский тип расположения печи и переднего угла.
Что касается жилищ линейных казаков, то для них вначале также были характерны турлучные и саманные постройки. Однако, уже в первой половине XIX века в восточной части Кубани стали появляться большие рубленые донские дома, рассчитанные на большую казачью семью. Это было связано с патриархальным бытом казаков-линейцев, в домах которых жили целыми десятками сыновья, внуки и правнуки. Так же, как и на Дону, такие многокомнатные дома назывались «круглыми». Зажиточные казаки, как правило, строили свои дома из добротного строевого леса и отделывали различными архитектурными украшениями.
Турлучные хаты черноморских казаков состояли, как правило, из двух жилых помещений (хаты и сенцев) или «вылыкой» и «малой» хаты.
Большие рубленые дома линейных казаков состояли обычно из трех жилых помещений с двумя выходами. Дом обычно ставили в углу усадьбы, на некотором расстоянии от забора, с таким расчетом, чтобы окна выходили на южную солнечную сторону. К северо-востоку (наиболее ветреной стороне) направляли «глухую» (без окон) стену дома. Иногда дома придвигались к линии улицы. В этом случае к ней была обращена глухая боковая стена, что первоначально было связано с опасностью нападений горцев. За домом и сбоку от него располагались все хозяйственные постройки; дальше начинался огород. Изгородь делали из различных материалов: жердей, плетня, самана, камня и т.д. Но наиболее характерными были глухие высокие заборы из горизонтальных досок с плотно закрытыми воротами. Подобные заборы как бы являлись внешним выражением замкнутости старого казачьего быта[48].
|
|
В каждой казачьей семье была необходимая простейшая утварь, зачастую изготовленная руками хозяев: чугуны, плошки, миски, ухваты-рогачи, сковороды, кочерги и т.д. (см. приложение № 2.). Для сбивания масла применялись специальные узкие кринки-мутовки, деревянные маслобойки. Приготовление пищи было делом женщин. В больших семьях линейных казаков все продукты находились в ведении свекрови, которая ежедневно выдавала их утром «дежурной» невестке, т.к. в больших семьях готовили невестки в порядке очереди. В небольших семьях готовили сами хозяйки, иногда с помощью подрастающих дочерей.
Элементы своей материальной культуры казачки старались украшать рисунками, различными орнаментами, имевшими символическое значение. Кубанские мастерицы славились искусством вышивания рушников, рубашек, постельного белья, а казаки-кузнецы мастерством художественной ковки. Казачье подворье, таким образом, представляло собой комплекс различных элементов своеобразной материальной культуры в системе жизнеобеспечения казачьей семьи.
Теперь рассмотрим традиционную казачью культуру терского казачества.
Необходимо отметить, что первыми русскими поселенцами на Кавказе и первым слоем казачества на Тереке были гребенские казаки, появление которых большинство историков относит к первой половине XVI века.
Считается, что гребенские казаки получили свое название от того, что селились для безопасности преимущественно по гребням гор. Их поселения начались с основания так называемой «Андреевой деревни», которую горцы называли Эндери. Ее заложил сподвижник Ермака, Андрей, который вместе со своими товарищами занял опустелый городок в южной части кумыкской плоскости на берегу реки Якшиша. Это место в дальнейшем стало местом приюта для всех, кто бежал из России от феодального крепостнического гнета или от преследований за веру (раскольников, отказавшихся принять реформу патриарха Никона)[49].
|
|
Внутриполитическая ситуация на Тереке в XVI веке складывалась таким образом, что гребенским казакам пришлось занять пустые места рядом с племенами горцев. Поселившись по берегам Сунжи и Терека, казаки вступили в тесный контакт с кабардинцами и чеченцами, причем от последних часто брали себе жен. Все это создавало благоприятные условия для развития дружественных связей и различных заимствований.
Например, гребенцы заимствовали у горцев частично обработку земли, научились выращивать ранее неизвестные им огородные культуры, переняли конское снаряжение, холодное оружие и одежду.
Как отмечал в середине XIX века исследователь Кавказа И.Д. Попко: у казаков все горское – оружие, одежда, сбруя, ухватки. Почти все они водят дружбу с жителями аулов, чтят родство по похищенным женам[50]. Далее он отмечал: «Гребенская женщина во множестве случаев была местного происхождения»[51].
Смешанные браки между горцами и гребенскими казаками привели к тому, что уже во второй половине XIX века эти казаки заметно отличались от других по внешнему виду. Как свидетельствовал И.Д. Попко, «Гребенцы совсем не похожи на обычных казаков. Вроде бы и русские и в то же время чужие. Обличьем похожи на кавказцев: черные как смоль волосы, большие черные, с проницательным взглядом глаза, прямой, с чуть заметной горбинкой, нос. Редко встретишь русоволосового и голубоглазого»[52] (см. Приложение № 2).
Вследствие этого полагаем возможным отметить факт метисации двух этносов (славянского и кавказского) как фактор, оказавший определенное влияние на взаимодействие материально-духовных культур представителей казачьего и горского социумов.
В силу тесных контактов терских казаков с горцами заимствования коснулись всех сторон жизни гребенского казачества, а также их материальной культуры, в частности, домостроительства.
Как отмечают различные источники, с конца XVI века на смену земляным острожкам на Тереке стали строить срубные общественные сооружения и жилища, продолжался этот способ строительства до середины XIX века.
На Сунже и Тереке были распространены турлучные постройки (плетневые или столбняковые). Их популярность объяснялась дешевизной материалов и простотой в строительстве (плетни из кустарников и набивные из глины стены). Имели популярность и саманные жилища, построенные из саманных кирпичей.
Большинство срубных, турлучных и саманных домов имели четырехскатные кровли, с потолочным покрытием и чердачным помещением. Крыши покрывались в зависимости от уровня материального достатка: железом, черепицей, камышом и т.д. На Тереке жилища строились по принципу: жилое помещение – сени – комора (амбар для хранения припасов).
Говоря о внутреннем убранстве жилых помещений исследователи (в частности, И.Д. Попко) отмечают, что гребенские казаки ставили свои дома по-русски, но заимствовали у горцев внутреннее убранство: в одном углу – оружие и доспехи, развешанные по стене, в другом – постели и одеяла, сложенные правильными кипами, а на самом видном месте на полочках – посуда, тщательно вычищенная и парадно расставленная. Местные кавказские традиции, оказавшие влияние на жилище терских казаков, сказались в способах выделки самана и турлука, в устройстве двухскатной крыши, возведением высоких глухих заборов и внутреннем убранстве дома[53].
Необходимо подчеркнуть, что у терских казаков культурные заимствования проявились сразу, с момента их появления на Кавказе, так как они оказались в специфических условиях и их контакты с горцами изначально носили мирный характер.
Таким образом, исследуя традиционную материальную культуру черноморских, линейных и терских казаков, необходимо отметить, что на ее формирование оказали влияние украинские, русские и кавказские элементы, что объясняется различным этническим происхождением этих частей казачества, а также взаимодействием культур казачьего и горского населения.