Тут достигли расцвета жанры: философской прозы (Платон, Аристотель), ораторская проза (Демосфен), историческая проза (Герадот), биографическая проза (Плутарх), начало развития художественной прозы (писатели-насмешники Лукиан и Эзоп, или авантюрно-любовный роман (2-4 век н.э., Лонг (аффтар романа «Дафнис и Хлоя»))).
Литература Древнего Рима.
«Самое удивительное, что она(литература) вообще возникла, как факт». До 6ого века до н.э. Римской литературы не знали. Примерно в 6 веке до н.э. начинается заимствование греческой мифологии. Усвоение греческой литературы началось в 3 веке до н.э. Изначально, в течении 3-2 века до н.э. литература в Риме была делом «приезжим». Появляются первые подражания, тексты, похожие на древнегреческие. В первом веке до н.э. литература начинает считаться важным и достойным римлянина занятием.
Именно с 1ого века до н.э. по первый век н.э. – «Золотой век Римской литературы». Литература обретает целостность и самостоятельность. Именно тогда произошло основное развитие литературы на латинском языке.
Первые достижения связаны с театром: творчество Плавта и Теренция, комедиографы.
Плавт строил комедии на бытовом, народном юморе, на «комедии ситуаций». Комедии «Ашот», «Брат-обманщик», «Близнецы». Действие комедий происходило в Греции, герои носили греческие времена, но подразумевался Рим. Именно Плавт оказал основное влияние на Мольера.
Теренций – характерны комедии характера, «психологические комедии».
Расцвета Римская литература достигает на поэтическом поприще. К великим поэтам Рима относятся: Катулл, Гораций, Овидий, Вергилий.
Катулл – любовный лирик. Писал короткие стихи, посвящённые своей возлюбленной. Опирался на традиции Сопфо. Подражал ей в какой-то мере.
Гораций – прославился одами, хвалебными песнями. Мог посвятить оду любому человеку и предмету.
«К Мельпомене» - самая знаменитая его ода.
Вергилий (70-16 года до н.э.) – пожалуй, самый знаменитый. Первое крупное «Буколики» (пастушеские стихотворения). Главное содержание – любовные переживания героев. Другое произведение «Георгики» (земледельческие песни).
Самое знаменитое его произведение «Энеида» (эпическая поэма) – «Национальная Римская Эпопея». Основывается на Иллиаде и Одиссее Гомера. Сюжет – та же троянская война, но с точки зрения троянцев. Главный герой – Эней, троянский царь. Описывает путешествие Энея из Трои, после поражения. Было много приключений.
Это уже не героический эпос Гомера, уже по другому показано взаимодействие богов и людей. Богам у Вергилия присуще множество негативных черт характера, они ведут себя почти как люди. Большее внимание внутреннему миру героев. Соединяет в поэме исторические, мифологические сюжеты вместе с современной ему действительностью.
Авидий (43 до н.э. – 17 год н.э.) – изначально писал любовные элегии, правительство и император считали его слишком не серьёзным и легкомысленным поэтом. Его отправили в ссылку, одной из причин послужила поэма «Наука любви», начало первого века.
Состоит из 3 частей:
Первая часть – пособие по пик-апу для мужчин.
Вторая часть – приручили? Теперь надо удержать девушку.
Третья часть – как девушке себя вести, что бы её «добивались».
Уже в ссылке, поэт напишет самое крупное своё произведение – поэма «Метаморфозы». В ней Авидий рассказывает в поэтической форме мифы, чаще – мифы о любви.
В Древнем Риме была представлена и худ. проза. Самый яркий – Акулей, «Метаморфозы, или золотой осёл».
Лекция 4.
Тема: Литература Средневековья. Героический эпос.
5- 15(14) века – хронологические рамки Средневековья. Термин «Средневековье» появляется в эпоху Возрождения. В основе средневековой культуры и литературы лежат 4 мировоззренческих элемента:
1. Античная традиция (многие сюжеты, герои заимствованы).
2. Христианство.
3. Национальный фольклор (отсюда вырастает героический эпос).
4. Влияние восточной литературы, мусульманской традиции (наиболее это проявилось в развитии рыцарской поэзии).
В преимуществе литература того времени носила анонимный характер, чему были 2 причины: носила характер «просто письменной фиксации событий», и очень многие литераторы средних веков считали что тексты надиктовываются «свыше», т.е. – их автор бог.
Авторскими преимущественно являются рыцарские произведения.
Ещё одной особенностью является наличие «литературного этикета», т.е. существовали определённые правила и штампы как следует изображать героев.
Литература того времени так же подразумевала и использование «сквозных сюжетов». Т.е. – рассказать известную историю своими словами.
В средневековой литературе принято выделять 4 направления:
1. Церковная (клерикальная) литература.
Тексты богослужений, религиозные легенды, жития святых, поучения, видения, самое знаменитое произведение: «Исповедь Аврелия Августина»).
2. Героический эпос.
Достаточно большие по размеру песни, чаще всего воспевавшие подвиги героев-рыцарей, богатырей. Материалами были легенды и предания). В развитии принято выделять 3 этапа:
2.1. Первый этап (максимальная близость эпоса к фольклору, основания текста – сказки и мифы). Сюда относят: «Старшая Эдда»(собрание древнеисландских песен о богах и героях, письменный вариант – 13 век, найдена рукопись в 17 столетии), «Беовульф»(древний англо-саксонский эпос, сохранились рукописи 10 века. ГГ по имени Беовульф (пчелиный волк, волк пчёл – короче медведь), герой защищает свой народ, в конце трагично дохнет).
2.2. Второй этап (сочетание сказочного и фольклорного и рыцарской христианской культур. Самое знаменитое произведение – древненемецкая «Песнь о Нибелунгах». Записана около 1200 года, рассказывает о древних событиях эпохи великого переселения народов (приблизительно 5 век). Но многие детали этого произведения отражают 2 разных мира: 5 и 13 век. Более того, сюда накладываются различные сказочные и мифологические мотивы. ГГ - Зигфрид).
2.3. Третий этап (из эпических песен практически полностью уходят сказка и миф. Начитается более детальное отражение исторических событий. Из примеров: «Песнь о Роланде» (записана где-то в 12-14 веке, считается что первый вариант был создан где-то около 1100 года, в основе – один из походов Карла Великого, один из эпизодов походов, но военные действия всего лишь «ширма», главная идея же – «идея вассальской верности»), «Песнь о моём Сиде» (сохранилась рукопись 13 века, в основе – историческая личность, национальный герой – Родриго Деас Де Вивар, он же «Сид». Один из воинов в войне против мавров. События описаны более реальны. По традиции, поэма поделена на 3 части: «Песнь о изгнании», «Песнь о свадьбе дочерей Сида», «Песнь об оскорблении в лесу Корпес». Важное отличие от «Роланда» в том, что тут в наличии семейной и любовной тематики. Важное место занимает образ жены Сида - Химены).
3. Рыцарская литература.
«Куртуазная» литература. Возникает в конце 11 века, это литература создававшаяся поэтами-рыцарями. Основные типы: рыцарская лирика и рыцарский роман.
Рыцарская лирика – возникает на юге Франции. Авторы их – трубадуры («сочинители»), в их среде встречались и феодалы и другие сословия. Трубадур служил в первую очередь не господину, а его жене. Адресатом многих песен трубадуров были жёны господ. В основе рыцарской лирики – культ прекрасной дамы, который корнями лежит в культе Девы Марии. Были свои каноны – не всякая дама могла быть «прекрасной» и удостаиваться восхваления: дама должна быть выше поэта по иерархии, и, желательно, замужем. Идеалом была любовь безответная, именно такую любовь именовали «высокой». Была и любовь «низкая» - любовь взаимная, физическая. Самым распространенным жанром, воспевавшим высокую любовь – «кансона» (изысканная песня на любовную тематику). Низкую любовь воспевали – «альба»(«рассветная песнь») и «пастурель»(поэт отправляется на прогулку, встречает прекрасную девушку, чаще, пастушку с которой…вступает в… диалог (а вы что подумали? ^_^).
Кроме того сюда относятся баллады (танцевальная песня, исполнялась во время танца) и романсы (песни на романском языке, а потом – стихотворения любовного содержания, предназначенные для пения).
Так же имелись и политические жанры: плач (скорбь по погибшему товарищу) и серпента (песня на военную тематику).
Так же назывались: «трубадуры», «труберы», «меннезингеры».