Уровни сформированности субъектности юношества в клубе

 

Уровни сформированности субъектности юношества Критерии, определяющие сформированность субъектности юношества(% от общего числа участников)
операционально-деятельностный рефлексивный ценностно-смысловой
студенты старшекл. студенты старшекл. студенты старшекл.
Нулевой уровень            
Низкий уровень            
Средний уровень            
Высокий уровень            
Сложно определить            

 

Экспериментальная работа в детско-взрослой общности клубного типа была самой длительной, проявление в клубе со-бытийных состояний носило пульсирующий характер, создавая ситуации особого эмоционального и деятельностного напряжения вокруг решения коллективно значимых задач. Студенческий клуб выводит субъектность юношества в пространство профессионального самоопределения и деятельности, студенты чаще проявляют авторскую и социокультурную стратегии субъектности в профессиональной самореализации.

Опытно-экспериментальной работа в открытой неструктурированной – в ее качестве нами была взята игровая детско-взрослая общность - проходила через моделирование условий для проявления детско-взрослой общности.

Исследовательская и экспериментальная работа по моделированию и реализации игровых общностей проходила на базе МОУ гимназия № 33 г. Ульяновска и УлГПУ им И.Н. Ульянова в 2005 - 2009 гг. и включала проведение игр «Матрица», «Пирамида», «Большая игра», «Чудо.ru», «Перекресток», «Мифы и реальность» которые проводились. Участниками игр являлись студенты и старшеклассники, всего 204 человека.

Каждая игра проходила в течение дня (около десяти часов) как погружение, имела характеристики со-бытийности. Участие в игре было добровольным. Состав участников был смешанным: учащиеся 10 - 11 классов, студенты 1 - 4 курсов. Каждая игра содержала ведущую идею, определяющую ее правила и ход. Количество участников в игре составляло от 30 до 57.

Результаты, полученные в игровых общностях (табл. 6), показывают, что игровая общность, имеющая качественные характеристики со-бытийной, стимулирует рефлексивные процессы участников, их жизненное самоопределение.

 

 

Таблица 6

Уровни сформированности субъектности юношества в игровой

Общности

 

Уровни сформированности субъектности юношества Критерии, определяющие сформированность субъектности юношества(% от общего числа участников)
операционально-деятельностный рефлексивный ценностно-смысловой
Нулевой уровень      
Низкий уровень      
Средний уровень      
Высокий уровень      
Сложно определить      

 

Во всех играх юношество отмечало в рефлексивных паузах значимость для них такого плана взаимодействия, общности с другими. Все игровые общности строились на открытом межпозиционном взаимодействии субъектов, что обеспечивало проявление каждым участником субъектной позиции.

Экспериментальная работа с детско-взрослой общностью закрытой неструктурированной – в рамках тренинговой группы – осуществлялась через проведение спецкурса для старшеклассников. Основной целью спецкурса было формирование в тренинговых встречах детско-взрослой общности как фактора воспитания и развития субъектности юношества, способности к рефлексии и самоанализу, жизненному самоопределению.

Экспериментальная работа проводилась в период с1995 по 1999 гг. Базой исследования послужило МОУ средняя школа № 6 г. Ульяновска. Всего прошли полный экспериментальный курс 71 старшеклассник. Было проведено пилотажное исследование (1995 – 1996 гг.) и основное исследование (1996 – 1997 гг.). Полученные результаты проверялись в 2008 году в работе со старшеклассниками МОУ гимназия № 33.

В результате проведенной работы у старшеклассников повысилась их направленность на осознание внутренних мотивов, социальных мотивов, на рефлексию и самоанализ, на осознанное целеполагание и планирование (исследовались отдельно на основании авторского опросника). Данные, отражающие субъектность старшеклассников в рамках работы в тренинговых группах, представлены в табл. 7.

В группе участники постепенно более открыто и содержательно высказывали личную позицию; наблюдалось стремление участников к осмыслению значимости происходящего в группе для себя, к регулированию внутригрупповых процессов.

 

Таблица 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: