Уровни сформированности субъектности юношества | Критерии, определяющие сформированность субъектности юношества(% от общего числа участников) | |||||
операционально-деятельностный | рефлексивный | ценностно-смысловой | ||||
студенты | старшекл. | студенты | старшекл. | студенты | старшекл. | |
Нулевой уровень | ||||||
Низкий уровень | ||||||
Средний уровень | ||||||
Высокий уровень | ||||||
Сложно определить |
Экспериментальная работа в детско-взрослой общности клубного типа была самой длительной, проявление в клубе со-бытийных состояний носило пульсирующий характер, создавая ситуации особого эмоционального и деятельностного напряжения вокруг решения коллективно значимых задач. Студенческий клуб выводит субъектность юношества в пространство профессионального самоопределения и деятельности, студенты чаще проявляют авторскую и социокультурную стратегии субъектности в профессиональной самореализации.
|
|
Опытно-экспериментальной работа в открытой неструктурированной – в ее качестве нами была взята игровая детско-взрослая общность - проходила через моделирование условий для проявления детско-взрослой общности.
Исследовательская и экспериментальная работа по моделированию и реализации игровых общностей проходила на базе МОУ гимназия № 33 г. Ульяновска и УлГПУ им И.Н. Ульянова в 2005 - 2009 гг. и включала проведение игр «Матрица», «Пирамида», «Большая игра», «Чудо.ru», «Перекресток», «Мифы и реальность» которые проводились. Участниками игр являлись студенты и старшеклассники, всего 204 человека.
Каждая игра проходила в течение дня (около десяти часов) как погружение, имела характеристики со-бытийности. Участие в игре было добровольным. Состав участников был смешанным: учащиеся 10 - 11 классов, студенты 1 - 4 курсов. Каждая игра содержала ведущую идею, определяющую ее правила и ход. Количество участников в игре составляло от 30 до 57.
Результаты, полученные в игровых общностях (табл. 6), показывают, что игровая общность, имеющая качественные характеристики со-бытийной, стимулирует рефлексивные процессы участников, их жизненное самоопределение.
Таблица 6
Уровни сформированности субъектности юношества в игровой
Общности
Уровни сформированности субъектности юношества | Критерии, определяющие сформированность субъектности юношества(% от общего числа участников) | ||
операционально-деятельностный | рефлексивный | ценностно-смысловой | |
Нулевой уровень | |||
Низкий уровень | |||
Средний уровень | |||
Высокий уровень | |||
Сложно определить |
|
|
Во всех играх юношество отмечало в рефлексивных паузах значимость для них такого плана взаимодействия, общности с другими. Все игровые общности строились на открытом межпозиционном взаимодействии субъектов, что обеспечивало проявление каждым участником субъектной позиции.
Экспериментальная работа с детско-взрослой общностью закрытой неструктурированной – в рамках тренинговой группы – осуществлялась через проведение спецкурса для старшеклассников. Основной целью спецкурса было формирование в тренинговых встречах детско-взрослой общности как фактора воспитания и развития субъектности юношества, способности к рефлексии и самоанализу, жизненному самоопределению.
Экспериментальная работа проводилась в период с1995 по 1999 гг. Базой исследования послужило МОУ средняя школа № 6 г. Ульяновска. Всего прошли полный экспериментальный курс 71 старшеклассник. Было проведено пилотажное исследование (1995 – 1996 гг.) и основное исследование (1996 – 1997 гг.). Полученные результаты проверялись в 2008 году в работе со старшеклассниками МОУ гимназия № 33.
В результате проведенной работы у старшеклассников повысилась их направленность на осознание внутренних мотивов, социальных мотивов, на рефлексию и самоанализ, на осознанное целеполагание и планирование (исследовались отдельно на основании авторского опросника). Данные, отражающие субъектность старшеклассников в рамках работы в тренинговых группах, представлены в табл. 7.
В группе участники постепенно более открыто и содержательно высказывали личную позицию; наблюдалось стремление участников к осмыслению значимости происходящего в группе для себя, к регулированию внутригрупповых процессов.
Таблица 7