Диалог со своим подсознанием

Слайд 114

Вы, вероятно, уже могли отметить, что первый шаг сам по себе напоминает привычную житейскую рекомендацию не принимать неприятности близко к сердцу. Вместе с тем, существует опасность, что если событие оказалось важным, то следование такому совету может привести к возникновению внутриличностного конфликта. Предложенный же прием больше напоминает другой житейский совет: спроси у сердца. В данном случае отвлечение от актуального переживания становится средством диалога со своими неосознаваемыми процессами.

Слайд 115

Второй шаг необходим для того, чтобы подготовить средство управления собой в сложных ситуациях. Придуманный вами для себя жест и словесная команда со временем приобретут самостоятельную побудительную силу, позаимствовав ее у тех эмоций, на фоне которых вы их выполняли. Этот жест и команда станут почти незаметны для посторонних, но ими можно будет приводить себя в состояние исследователя, вызывая его в любой удобный для вас момент. Так вы обучаетесь тому, чтобы переходить от состояний, в которых господствуют переживания, к состояниям, где мысль занимает достойное место.

Слайд 116

Регулярная отработка умения переходить между состояниями создает полезный навык, который начнет автоматически проявляться каждый раз, когда вы будете испытывать затруднения. Он сам начнет вклиниваться в напряженные ситуации, благодаря тому, что – и подобно тому, как – вы это делаете, переходя от второго шага к третьему, смягчая накал страстей и возвращая себе способность думать. То есть, вместо «ругаться» подсознание выдаст команду «думать», минуя ваши сознательные намерения и заботы.

В реальной работе третий и четвертый шаги будут постоянно совмещаться, точнее, чередоваться. Всякое событие состоит из фрагментов, каждый из которых не вытекает однозначно из предыдущего. Почти каждая фраза, будучи измененной, может изменить весь ход событий. Эту-то возможность мы и должны использовать. Например, «Я сделал вот так. И это хорошо. А вот это – неудачно. Если бы я захотел изменить течение событий, что бы я должен был сделать?» И тогда следует перебор (придумывание) других вариантов поведения: «Раз уж я сделал не лучшим образом здесь, мог бы я изменить что-то позже? Где?» Вычленяем (анализ) эти моменты и пробуем их заменить (проектирование) на более конструктивные.

Слайд 117

Сам факт просматривания и исправления неприятного события в плане воображения ведет к тому, что на уровне подсознания оно воспринимается менее болезненно. В глубине души мы, как дети, готовы верить и вымыслу, если он нас устраивает. Даже небольшой эмоциональный сдвиг в положительную сторону при этом оказывает подкрепляющее влияние, ориентируя психический аппарат на продолжение подобной работы, ее повторение в будущем. То есть, нас обучает уже сам факт просматривания (!), благодаря ориентирующей функции эмоций.

Все вновь придуманные вам действия (приемы) из-за того, что создавались они на фоне эмоционального волнения, получают эмоциональные метки, которые переносят их в глубокие пласты психики, куда сознанию добраться очень трудно. Эмоции, подобно магнитным защелкам, включают весь наработанный материал в те зоны, для которых они нужнее всего.

Слайд 118

Одни и те же идеи, прозвучавшие 1) сами по себе, безотносительно к какой-либо проблеме, или 2) в условиях эмоциональных переживаний, будут иметь разную судьбу в психическом мире. Первые останутся лежать нераспакованным интеллектуальным багажом, а вторые будут включены в работу в качестве строительного материала. Для того, чтобы они были доставлены на участок сборки, мы их грузим на эмоции (или точнее – помечаем эмоциональными метками). Синтезирующая работа эмоций далее уже происходит без участия вашего сознания – здесь экономится огромное количество времени и сознательных сил.

К пятому шагу мы можем переходить в любой момент этой работы: скажем, я сам отвлекся, меня отвлекли или что-то потребовало моего внимания – и я с успехом отправил наработанный материал в подсознание! То есть, мне в некотором смысле выгодно, чтобы меня регулярно прерывали в работе. А то, что забылось, незачем снова вытягивать, пусть лежит себе спокойно, пока проблема не напомнит сама о себе. И тогда мы снова начинаем со второго шага.

Слайд 119 – социальный ролик «Страна без расизма и ксенофобии»

Такой диалог со своим бессознательным – это диалог с самим собой. Вы познакомились лишь с одним из возможных способов наладить взаимодействие между различными частями собственного психического мира. Думается, что для задачи обучения минимальными усилиями этот способ подходит наилучшим образом.

Контрольные вопросы и ответы к ним

1. В чем опасность неконтролируемых языковых привычек с точки зрения этнических отношений?

Ответ:

Во-первых, обобщения ложны по своей сути, поскольку люди не настолько постоянны в своем поведении и качествах, чтобы подобное обобщение было справедливым. Во-вторых, обобщения разрушительны по своим последствиям, потому что порождают негативные чувства: гнев (если крайне несогласен), возмущение (если хочется спорить), обиду (если частично признает), безысходность (если согласится). Люди не хотят чувствовать себя «всегда», «полностью», «совершенно», если это сопряжено с негативной оценкой.

 

2. Приведите примеры избыточных генерализаций.

Ответ:

«Вечно у тебя», «вы совершенно не способны…», «и так постоянно», «вы всегда», «вы все», «совершенно», «всегда», «полностью», «абсолютно» и т.п.

 

3. Приведите примеры избыточных долженствований.

Ответ:

Это высказывания, в которых используются предписания типа «должен», «обязан», «надо»: «Вы должны» – воспринимается как навязывание человеку обязательств, о которых он до этого и не подозревал; «Ты обязан» – прямое моральное принуждение, не дающее возможности уклониться; «Вам надо» – предписание действий или навязывание желаний.

 

4. Приведите несколько черт, характеризующих авторитарную личность.

Ответ: (можно признать верным, если будут воспроизведены 6 пунктов)

· конвенциализм – приверженность традиционным социальным нормам;

· безоговорочное подчинение властям и авторитетам;

· авторитарная агрессия – поиск людей, нарушающих конвенциальные нормы, чтобы осудить, отвергнуть и наказать их;

· жесткость («толстокожесть») – неприятие всего субъективного, исполненного фантазии, чувственного;

· стереотипность мышления и подверженность суевериям;

· силовое мышление и культ силы – мышление в жестких категориях типа сила–слабость, господство–подчинение, вождь–последователи и поддержка жестких методов властей;

· деструктивность и цинизм – общая враждебность, злобное отношение ко всему человеческому;

· подозрительность – предрасположенность к вере в заговоры и мрачное будущее человечества;

· сексуальное ханжество – склонность осуждать других за то, к чему есть склонность у самого человека.

 

5. Приведите минимальный уровень условий, которые позволяют считать удовлетворительными межэтнические отношения.

Ответ:

Минимально достаточно: а) принять факт наличия различий между этносами; б) договориться о том, как этносы готовы будут жить вместе.

 

5. Чего нельзя делать в межэтнических конфликтах?

Ответ:

Рискованно:

· прямо поддерживать поляризацию;

· игнорировать различия, особенно национально-культурные;

· давать негативные оценки общего плана;

· положительные оценки общего плана;

· виноватых не искать, словом «вина» не пользоваться!

· использовать противопоставления местоимениями «вы» и «они».

 

6. Что следует делать в межэтнических конфликтах?

Ответ:

Предпочтительно:

· признавать различия между сторонами;

· подчеркивать сходство в других планах (человеческий, моральный, правовой и т.п;

· оценивать надо не вообще, и тем более не качества людей или социальных групп, а лишь их поведение!

· использовать объединительные выражения: «вы вместе способны», «и вы, и вы по-своему ответственны за…», «нам всем приходится принять, что надо решить задачу так, чтобы…»;

· вместо слова «вина» использовать «ответственность», «ошибка», «неудачное действие» и т.п.

 

7. Что принято понимать под толерантностью?

Ответ:

Толерантность – это осознанно уважительная терпимость, ориентированная на уважительное восприятие чужой этнической, религиозной самобытности, других культур, обычаев и образа жизни, нравственных ценностей, мировоззренческих убеждений и мнений, проявлений человеческой индивидуальности.

 

8. Почему этническую принадлежность нельзя отождествлять с генотипом человека?

Ответ:

Во-первых, у каждого человека в геноме содержатся признаки множества этносов. Во-вторых, этническая принадлежность ребенка чаще всего определяется культурным влиянием социального окружения. В-третьих, любой человек имеет принципиальную возможность для самостоятельного выбора религии, языка и этноса.

 

Слайд 120

Список литературы

Игры и упражнения для тренингов. Сборник. Сост. Дзейтова М.Х. – Назрань, ООО «Пилигрим», 2010. – 160 с.

 

Этнические стереотипы: примеры, функции, виды [Электронный ресурс]: http://fb.ru/article/162651/etnicheskie-stereotipyi-primeryi-funktsii-vidyi

 

Этнические стереотипы: неписаные особенности поведения этносов [Электронный ресурс]: http://tanyuchkin.com/etnicheskie-stereotipy-nepisanye-osobennosti-povedeniya-etnosov/?ocom=1136

 

Пример этнического конфликта и причины возникновения [Электронный ресурс]: https://businessman.ru/new-primer-etnicheskogo-konflikta-i-prichiny-vozniknoveniya.html

 

Межнациональные конфликты. Примеры и причины [Электронный ресурс]: http://fb.ru/article/68030/mejnatsionalnyie-konfliktyi-primeryi-i-prichinyi

 

Межэтнические конфликты на постсоветском пространстве [Электронный ресурс]: http://arheologija.ru/mezhetnicheskie-konfliktyi-na-postsovetskom-prostranstve/

Слайд 121 – завершение цикла

Дорогие друзья!

Пройдет еще несколько лет, пока вы займете социальную позицию, в которой у вас будет необходимость и возможность принимать решения, для которых надо будет учитывать последствия этнического плана.

У вас еще есть запас времени, чтобы приобрести необходимый ценностно-смысловой ресурс и достаточную квалификацию для этого. Наработать их за это время вы можете в бытовых ситуациях, в рамках своей общественной и научной активности – через контакты с представителями разных этносов.

 


Комментарии к лекционному курсу
(для лектора и организаторов).

Разработанный курс, как и заявлялось, предназначен для студентов первого курса, и представляет собой часть элективного курса «Этнопсихология», но для непсихологов.

Соответственно, замысел состоит в том, чтобы подготовить молодежную аудиторию к решению жизненных задач с этнической составляющей (заявлены во вступлении).

Динамика воздействия (ожидаемых изменений) также была заявлена в аннотации – ОТ общей осведомленности в этнической проблематике (с некоторым уклоном в психологию) ЧЕРЕЗ понимание неявных механизмов, обеспечивающих этнические процессы и межэтнические отношения, К практическим рекомендациям по решению заявленных в начале курса задач, завершая воображаемым тренингом (который может быть реализован слушателями уже самостоятельно). Отсюда и структурная организация цикла – 3 лекции.

Способ презентации материала учитывает особенности целевой аудитории: клиповость мышления, склонность к ярким образам и быстрому переключению внимания, способность распределять внимание одновременно на несколько объектов (высоко ценимое молодежью multitasking), рекомендации по работе в поисковых системах. В этом направлении работает и деление лекций на две части, а в каждой еще и на разделы – каждый фрагмент может быть представлен как отдельная смысловая единица. На стыках возможны интермедии в виде упражнений, бесед, ответов на вопросы и т.п. по усмотрению лектора.

Содержание курса без существенных изменений может быть использованои для других категорий населения. Для этого достаточно в основном изменить стиль его подачи и в некоторых случаях внести изменения в презентацию.

При необходимости курс может быть преобразован в более обширный цикл из шести лекций. Для этого предусмотрено деление каждой лекции на относительно самостоятельные половины – они уже имеют собственные названия. Если в каждую из лекций добавить практические упражнения, то данный курс преобразуется в одно- или двухдневный семинар. А при добавлении более широкого круга методов активного социально-психологического обучения (работа в группах, ролевые игры, импровизированные доклады, составление интеллект-карт и т.п.) курс фактически превращается в полноформатный тренинг (от 16 до 32 часов).

Заложенный потенциал преобразования расширяет линейку продуктов, которые могут быть предложены заказчику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: