Роль взрослых
Детская площадка. Большую пожарную машину тянут в разные стороны два малыша 3-4 лет. Один пытается диктовать условия: «Я водитель, ты пожарный, должен сидеть тут (показывает пальцем на крытый кузов); я еду, ты потом будешь…». Второй не согласен и с нарастающей силой, тихо и упрямо повторяет: «Моя, моя машина… моя-а-а…». Эмоции кипят, ситуация накаляется.
Тут в песочнице появляется старушка и, обращаясь к потенциальному лидеру, строгим голосом приказывает: «Отдай машинку. Она не твоя». Поворачивается к владельцу: «На, маленький, играй. Это твоя машинка, никто ее больше не тронет». И с укором в адрес уже подоспевших мамочек добавляет: «Что же вы за детьми-то не смотрите? Чуть не подрались маленькие». С чувством выполненного долга заботливая старушка вновь садится на скамейку. Не состоявшийся лидер получил от мамы необходимые (с ее точки зрения) указания. Следуя наставлениям, он сосредоточенно начал ковырять песок своей лопаткой. Конфликт исчерпан. Спокойствие восстановлено.
И вдруг малыш, только что крепко прижимавший к себе отвоеванную пожарную машину, направляется к обидчику и тихонько тыкает его в спину своей драгоценной собственностью: «Давай, ездий, я буду пожарный». «Не надо, не хочу, твоя машина», — следует угрюмый ответ.
Через несколько минут владелец машины повторяет свою попытку наладить совместную игру. Потом еще и еще. Так же настойчиво, как отбирал свою машину, он теперь предлагает недавнему сопернику поиграть. Получив окончательный и решительный отказ, малыш неожиданно заливается горькими слезами и бросает машину в песок со словами: «Плохая машина, не буду играть!».
В этом конфликте между детьми все взрослые увидели только опасность драки и необходимость отстоять право на собственность владельца игрушки. Конфликт игрового взаимодействия, борьба за роль водителя, а также сама потребность детей играть вместе остались незамеченными. В результате оба малыша оказались обиженными, а их первый опыт партнерского взаимодействия не состоялся. Торопливое вмешательство заботливой старушки нарушило естественный ход событий. Весьма возможно, что до драки дело не дошло бы, а ссора и взаимная обида очень скоро сменились бы попыткой возобновить интересную для обоих мальчишек игру. При этом каждый из них приобрел бы свой опыт построения отношений и выхода из конфликтной ситуации.
На этом примере хорошо видно, как, разрешая детские конфликты авторитарно, родители, бабушки, дедушки нередко мешают детям приобрести опыт самостоятельного преодоления спорных ситуаций. Часто взрослые не понимают, какую из ценностей ребенок предпочитает в игре. В данной ситуации оказалось, малышу важнее играть в машинку вместе с кем-то, а не просто владеть ею.
Если подобные ситуации повторяются часто, то потребность ребенка в общении со сверстниками не получает достаточного удовлетворения, и способность самостоятельно строить отношения с другими детьми у него не формируется. Скорее всего, уже в ближайшем будущем, т.е. в старшем дошкольном возрасте, у такого ребенка могут возникнуть проблемы межличностного взаимодействиях детьми и, как следствие этого, определенная деформация образа Я и самооценки.
Конечно, зачастую взрослые не обращают на это внимания, считая, что постепенно, с возрастом ребенок сам преодолеет трудности общения и в школьные годы у него все само собой наладится. Не стоит на это надеяться. В школе проблемы общения со сверстниками только обострятся. Ребенок может стать «отверженным», а к подростковому возрасту появятся устойчивые личностные комплексы, с которыми придется жить или бороться долгие годы. Примеров такого развития детских проблем в жизни множество. Чтобы избежать их, нужно своевременно помочь ребенку, т.е. предоставить ему возможность самому учиться общаться и строить отношения с другими детьми.
Итак, говоря о роли взрослых в развитии самостоятельности детей, можно выделить главный принцип или девиз компетентной помощи: