В норме человеку бездействовать психологически тяжело, а его успешность в деятельности — не только приятное, но и необходимое условие удовлетворенности жизнью. Успех, позитивный результат — вот что необходимо для развития потребности вновь и вновь проявлять активность, потребности быть активным.
Можно сказать, что собственный, достигнутый самостоятельно успешный результат в той или иной деятельности и есть главный воспитатель любой способности.
Обратимся к жизненному примеру.
В 3,5 года Сережа удивлял окружающих повышенной агрессивностью. Он не только приставал к малышам и сверстникам, но и досаждал более старшим детям: встревал в их игры, неожиданно хватал чужие мячи, пытался отнять скакалку у «больших девочек», за что, конечно, получал по заслугам. Но страдал недолго и вновь принимался за вредные проделки. Казалось, наказания только подогревают его энергию, ничуть не меняя поведения. Сережина мама, молодая, энергичная и вполне современная дама, искренне недоумевала: откуда у сына негативные черты характера? Они с мужем благополучная супружеская пара. Муж хорошо зарабатывает, она занимается домашними делами и воспитанием сына — не только играет с ним и рассказывает сказки, но и учит читать, считать, рисовать. Сережа и стихи разные знает, может рассказать. Непонятно, почему он так плохо себя ведет. Уж и наказывала его, и пыталась объяснять. Ведь он сам страдает — большие дети бьют его, сверстники не хотят с ним играть. Своих игрушек, самых разных, дорогих — полный дом, а он отнимает чужие. Зачем?
|
|
Загадку такого поведения мальчика неожиданно раскрыла соседка по даче. Однажды мама Сережи срочно уехала в город по делам, а с сыном согласилась посидеть соседка. День был очень жаркий, поэтому все вместе: она, Сережа и двое ее детей, 1,5 и 5 лет, — решили пойти на пляж. Все шло отлично, дети ни разу не нарушили своего обещания «вести себя прилично». Но когда стали собираться домой, ее дети уже были готовы идти, а Сережа продолжал сидеть. На вопрос, почему он еще не одет, мальчик спокойно и несколько удивленно ответил: «Так одевай же меня». Вот так раз! Сережа не умеет одеваться! Это открытие поразило женщину.
Когда представился удобный случай, она спросила у Сережиной мамы: «Почему ваш сын такой несамостоятельный?». Вот что она узнала: «С мужем (отцом Сережи) я познакомилась на последнем курсе института. Сразу после окончания учебы началась семейная жизнь, а потом беременность и рождение сына. Подруги завидовали: “Как у тебя все удачно сложилось!”. Муж — красавец и надежная опора — меня любит, сына обожает, материально семью обеспечивает. Казалось бы, живи и радуйся. Однако с каждым годом я чувствую себя все менее счастливой. Нет, дома мне сидеть совсем нескучно. Если нужно, я могу оставить Сережу с бабушкой, которая живет в пяти минутах ходьбы от нашего дома. Кроме того, муж замечательный отец: он любит заниматься с Сережей и часто по вечерам сам отпускает меня, например, в фитнес-клуб или встретиться с подругой. Однако он достаточно строгий, требует во всем отчета. Просьбы выполняет, конечно, хотя нередко с оговорками. Иногда бывает обидно. Очень эта зависимость тяготит, да и чувства к нему затухают…В общем, самая большая моя радость — Сережка. Почему не учу его одеваться? Так ведь я всегда с ним рядом, и мне самой проще и быстрее его одеть. Я его и кормлю всегда сама. А то, знаете, он напачкает кругом. Ну, конечно, к самостоятельности надо бы приучать… Но думаю, он подрастет и сам научится».
|
|
Когда ребенок начинает сам есть, одеваться, «помогать маме», он гордится собой, самоутверждается, чувствует себя все более похожим на взрослых. В приведенном же примере мама, безгранично любя сына, продолжает полностью обслуживать его. И не потому, что это необходимо, а потому, что ей так удобнее. Она действует больше «для себя», чем «ради него». При этом само воспитание — не столько цель развития ребенка, сколько средство выражения собственной активности матери. Из-за того что она сама одевает и кормит (с ложки!) сына, у него возникает чувство неспособности, т.е. внутреннего дискомфорта. Чтобы компенсировать неприятное состояние, ребенок ищет способ самоутвердиться в любой деятельности, которая кажется ему более доступной, даже если она носит негативный характер. Проблемы Сережи — типичный случай агрессивного поведения ребенка в результате отсутствия (или существенного ограничения) возможности проявлять себя, реализовывать свои способности в обычной, повседневной жизни.
Так же поступает любой не имеющий достаточной сферы позитивной самореализации человек: если у него нет необходимого (важного, интересного) дела, ему нечем заняться, нечего и негде «построить», то, весьма вероятно, он найдет что сломать.
Именно отстраненность нынешней молодежи от решения насущных жизненных задач, отсутствие у молодых людей опыта позитивной, созидающей жизнедеятельности, самостоятельного преодоления трудностей являются причиной социальных проблем: безответственности, повышенной агрессивности, склонности к наркомании и другим видам зависимого поведения.
Как правило, здоровые дети активны и деятельны — вокруг так много интересного! Если деятельность ребенка успешна и подкрепляется поощрением взрослых, у него растет уверенность в собственных силах, развивается потребность в дальнейшем проявлении самостоятельности. Однако взаимодействие взрослого с ребенком далеко не всегда носит одобрительно — подкрепляющий характер. Даже гуляя с малышом, мама не может расслабиться и просто, от души порадоваться его очередным достижениям. Она готова обсуждать с подругой, соседкой, знакомой массу проблем: хозяйственные заботы, напряженные отношения с супругом, неурядицы с родственниками — в общем, как эмоционально выразилась одна молодая мамочка, «нам некогда вникать в тонкости детских переживаний. Дай. Бог успеть все дела переделать: купить, приготовить, накормить, убрать, помыть. А потом угомонить малыша и, наконец, самой уснуть, чтобы от всего этого отдохнуть».
А ребенок растет. Изменяясь с каждым днем, он постепенно становится все менее близким, менее понятным, подчас просто чужим. К подростковому возрасту его мама, возможно, будет искренне удивляться: «Откуда в нем эта холодность и отчужденность?! Бабуле, которая о нем больше всех заботится, постоянно хамит, отца не слушается, мое мнение игнорирует, домой только ночевать приходит — просто чужой в семье! Ну о чем с ним можно говорить? Элементарного понять не хочет! Да эта современная молодежь вся такая. Вон у подруги дочка — тоже одни проблемы! Еще почище наших! Потому что школа теперь воспитанием не занимается! Вот когда мы учились…».
|
|
Одна бабушка на пляже, в которой раз отведя 2-летнюю внучку в сторонку по малой нужде, вдруг пожаловалась случайной собеседнице: «Ну ни минуты не могу посвятить себе самой — как только пытаюсь закурить или увлекаюсь с кем-нибудь разговором, внучка сразу же просится в туалет». Сочувствия бабушка почему-то не вызвала. У меня даже мелькнула мысль: может быть, ребенок таким способом пытается бороться с вредной привычкой своей бабули и одновременно преодолевает дефицит ее внимания к себе. Умная девочка. Хорошо бы ей и в дальнейшем удалось так же успешно отстаивать свои права, включая и право на самостоятельность. Последнее, по-видимому, будет непросто, поскольку в действиях бабушки, особенно в ее командах в адрес ребенка, явно чувствовалась склонность к авторитарности, переходящей временами в классический домашний диктат: «Я сказала — ты будешь делать!».
Подчас родители сетуют на то, что готовы предоставить ребенку свободу, но он сам не хочет ее. Может быть, он УЖЕ не хочет, поскольку раньше многократно получал негативный опыт и просто не рискует снова его повторить. Как часто приходится слышать родительские указания: «НЕ бери», «НЕ ходи», «НЕ трогай» и еще много всяких НЕ и НЕЛЬЗЯ.
Иначе говоря, воспитывающая деятельность взрослых часто носит запрещающий характер и тем самым тормозит активность ребенка.
Как же быть взрослому? Ведь ребенку действительно многое нельзя. Однако и многое можно! Есть простой прием — переключение внимания. Вместо того чтобы тормозить нежелательные действия (ребенок ломает ветки кустов или не хочет отдавать чужую игрушку), можно переключить его внимание на другой, не менее интересный предмет или событие: «Смотри, какая собачка бежит», «А твоя машинка еще лучше песок возит», «Пойдем голубей покормим». И т.п. При этом кроме снятия опасного, нежелательного действия достигается очень важный внутренний (психологический) результат: ребенок сам тормозит и переключает свои действия с одного предмета на другой, т.е. приобретает элементарные навыки самоорганизации. Постепенно подобные навыки и умения станут основой для развития способности к самоорганизации.
|
|
Однако ясно, что успешность этого и подобных ему приемов зависит от того, в какой мере предлагаемая деятельность отвечает потребностям ребенка (ХОЧУ) и соответствует его индивидуальным возможностям (МОГУ). В этом смысле решающее значение имеет компетентность взрослого — его способность быть внимательным, чутким воспитателем, знающим ребенка и умеющим организовать дело так, чтобы он захотел почувствовать себя «успешным деятелем». Для этого недостаточно внимательно наблюдать за ребенком, не мешая проявлениям его собственной активности. Важно вовремя оказать ему необходимую помощь, чтобы возникшие трудности не показались непреодолимыми, а случайные, но яркие негативные эмоции не стали камнем преткновения на пути развития самостоятельности.
Помогая ребенку, важно не перестараться, не делать за него то, что он вполне уже может делать сам, пусть даже с некоторыми дополнительными усилиями, которые просто необходимы для дальнейшего развития. Например, не стоит бросаться на помощь ребенку всякий раз, когда он вовлекает себя в опасные «мероприятия»: влезает на стул, заползает в шкаф и т.п. Если предоставить ребенка самому себе, то обычно он самостоятельно решает такого рода проблемы. Если же взволнованная мать бросается ему на выручку, то ребенок усваивает, что его повсюду подстерегают опасности и спастись от них можно только с помощью мамы.
Однако практически мы, взрослые, редко вникаем в подобные тонкости деятельности ребенка. Вот что подчас из-за этого получается.