В настоящее время в качестве моторного топлива все чаще используется природный газ. Он превосходит бензин по экономическим, экологическим показателям и антидетонационным свойствам, т. е. по октановому числу. Однако при использовании газа имеются и трудности. Наиболее существенные из них - заправка и хранение газа в автомобиле. Имеется два способа хранения газа в автомобиле: 1) в сжиженном состоянии при температуре -162°С; 2) в сжатом состоянии при давлении 20 МПа в специальных баллонах. Сжиженный газ занимает примерно в три раза меньше объема, чем сжатый до давления 20 МПа и не требует тяжелых баллонов для хранения. Однако затраты на сжижение газа в два-три раза больше, чем на его сжатие. Поэтому в настоящее время более широко применяют сжатый газ, а применение сжиженного газа является перспективным для дальнейшей разработки экономичных технологий при снижении его давления на газораспределительных станциях. Для осуществления заправки сжатым газом создается сеть АГНКС. Стационарные АГНКС оборудуют компрессорными установками производительностью м3/ч, и заправка любого автомобиля происходит не более чем за 10 мин. Гаражные АГНКС предназначены для медленной, в течение нескольких часов (т. е. за время нахождения в гараже) заправки группы автомобилей (50-100 автомашин).
|
|
Параметры компримирования определяются условиями на всасывании и требуемым давлением нагнетания. Анализ давления в сетях газоснабжения и магистральных газопроводах показывает, что давление на всасывании колеблется от 0,4 до 0,5 МПа, а давление нагнетания должно составлять 24,7 МПа (максимальное давление в аккумуляторах — избыточное). Следовательно, степень сжатия компрессора необходимо регулировать в пределах 5-64, что, конечно, в одной модификации машины неосуществимо. Для обеспечения всего диапазона давления всасывания необходимо создавать несколько модификаций компрессора со следующими условиями всасывания: 0,4-0,6 МПа; 1-1,2 МПа; 2,5-3,5 МПа.
Природный газ, используемый как моторное топливо, следует тщательно очищать от механических примесей, осушать до такой степени, при которой исключается замерзание топливных коммуникаций и выпадение гидратов в них. Поэтому в состав АГНКС входят фильтрующее и сепарационное оборудование, осушительные устройства и система стабилизации давления (аккумуляторы). АГНКС оснащают устройствами замера поступающего и отпускаемого газа.
Транспортное средство для осуществления заправки заезжает в один из свободных боксов, покрытый навесом.
К баллону автомобиля подключается соответствующий шланг заправочного поста. Путем открытия соответствующего запорно-переключающего крана заправочного шланга осуществляется заправка транспорта газом из аккумулятора. При недостаточности давления газа в аккумуляторе, заправка осуществляется работающим компрессором. Пуск и остановка компрессора может осуществляться как вручную, так и автоматически в зависимости от давления газа в аккумуляторе. Во время заправки двигатель транспорта должен быть выключен. После окончания заправки вначале закрывается вентиль баллона автомобиля, затем запорно-переключающий кран заправочного шланга. При закрытии запорно-переключающего крана автоматически происходит сброс давления газа из заправочного шланга. После отсоединения заправочного шланга транспорт выезжает из территории АГНКС.
|
|
Вопросы для самоконтроля
1. Способы хранения газа в автомобилях
2. Параметры компримирования природного газа
3. Подготовка газа перед заправкой автомобиля
4. Порядок заправки автомобилей