Верховная власть Бога

Кто не устрашится Тебя, Господь Бог Саваоф, высокий и превознесенный? Ибо Ты - единый Господь. Ты создал небеса небес, землю и все, что наполняет ее, и в Твоих руках душа каждого живого существа. Ты - Царь, восседающий на престоле, Ты - Царь, восседающий на престоле вечно. Ты - великий Царь над всей землей. Ты облачен могуществом; пред Тобою - честь и величие. Аминь.

 

Верховная власть Бога - это свойство, с помощью которого Он правит всем Своим творением; а для того чтобы обладать верховной властью, Богу нужно быть всезнающим, всемогущим и абсолютно свободным. И вот почему.

Если бы было что-нибудь неизвестное Богу, пусть даже совсем небольшое и незначительное, то Его правление на этом прекратилось бы. Для того чтобы быть Господом всего творения. Он должен обладать всеми знаниями. А если бы Богу не хватало хотя бы самой малой частицы могущества, то этот недостаток положил бы конец Его царствованию и разрушил бы Его царство; этот один заблудившийся где-то атом могущества принадлежал бы кому-то другому, и Бог был бы ограничен в Своем правлении и, следовательно, не обладал бы верховной властью.

Далее, Его верховная власть требует, чтобы Он был абсолютно свободен. Это означает, что Он должен быть волен делать все, что захочет, в любом месте и в любое время, чтобы достичь Своей вечной цели даже в самом малом без чьего-либо вмешательства. Если бы Он не был полностью свободен, Его власть не была бы верховной.

Чтобы постичь идею неограниченной свободы, необходимо большое напряжение ума. Мы психологически не подготовлены к тому, чтобы понимать свободу иначе, как в ее несовершенных формах. Наши представления о свободе сформировались в мире, где не существует абсолютной свободы. Здесь каждый объект зависит от многих других объектов, и эта зависимость ограничивает его свободу.

Один из поэтов, описывая свое бегство из большого города, где в течение долгого времени чувствовал себя как в темнице, воспевает свободу. Он утверждает, что теперь "свободен, свободен, как птица", и может жить, где хочет. Но быть свободным, как птица, вовсе не означает быть действительно свободным. Натуралист знает, что птица даже на воле на самом деле не свободна. Она всю свою жизнь живет в плену страхов, голода и инстинктов; ее свобода ограничивается погодными условиями, изменяющимся атмосферным давлением, количеством пищи в данной местности, хищными зверями, а более всего - непреодолимым стремлением оставаться в пределах небольшой части земли и воздуха, которая отведена ей в соответствии с существующими у птиц законами. Самая свободная птица, как и всякое сотворенное существо, может делать только то, что позволяет ей опутывающая ее сеть необходимости. Один только Бог свободен.

Бог абсолютно свободен, так как никто и ничто не может ни заставить Его делать что-либо, ни помешать Ему, ни остановить Его. Он может действовать по Своему усмотрению везде и вечно. Быть до такой степени свободным означает также обладать властью над всем.

Подвергать сомнению власть всемогущего Бога было бы просто абсурдно. Разве мы можем представить себе, что Господь Бог вынужден просить у кого-то разрешения или обращаться с прошением в более высокую инстанцию? К кому пошел бы Бог за разрешением? Кто выше Всевышнего? Кто могущественнее Всемогущего? Перед чьим престолом преклонил бы Бог колени? Где тот, более великий, к кому Он должен был бы обращаться с просьбой? "Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога" (Ис. 44, 6).

Верховная власть Бога - это факт, о котором ясно говорит Священное Писание и о котором во всеуслышание свидетельствует логика истины. Но этот факт в нашем сознании вызывает вопросы, на которые до сих пор у нас нет удовлетворяющего ответа. Основных вопросов здесь два.

Первый вопрос - это проблема присутствия в Божьем творении того, что Бог не может одобрить, например: зла, боли, смерти. Если Бог обладает верховной властью, то Он вполне мог бы предотвратить их появление. Почему же Он этого не сделал?

В "Авесте" - священной книге зороастризма (религия древних народов Средней Азии, Азербайджана, Ирана и других стран Востока) - эта сложность довольно аккуратно обойдена путем провозглашения божественного дуализма. Есть два бога - Ахурамазда и Анхра-Майнью, которые вдвоем сотворили мир. Добрый Ахурамазда сотворил все хорошее, а злой Анхра-Майнью сотворил все остальное. Это было довольно просто. Ахурамазда не имел верховной власти, по поводу которой нужно было бы беспокоиться, и, очевидно, не возражал против того, чтобы разделить свои полномочия с кем-то другим.

Для христианина такое объяснение не подходит, ибо оно явно противоречит той истине, которая неоднократно подчеркивается во всей Библии,- что Бог один и только Он один сотворил небо, землю и все, что ее наполняет. Атрибуты Бога таковы, что делают невозможным существование другого бога. Христианин признает, что он не может дать окончательный ответ на загадку о происхождении в мире зла. Но он знает, каким этот ответ не может быть. И он знает, что в "Авесте" тоже нет окончательного ответа.

В то время как полное объяснение происхождения зла остается скрытым от нас, мы все-таки кое-что об этом знаем. В Своей верховной мудрости Бог допустил существование зла в строго ограниченных областях Своего творения. Зло - это своего рода преступник, скрывающийся от наказания, его действия ограничены во времени и по своим возможностям. Допуская существование зла во Вселенной, Бог действовал в соответствии со Своей бесконечной мудростью и добротой. Больше этого сейчас никому не известно, да и никому не нужно знать больше этого. Имя Бога - достаточная гарантия, чтобы не сомневаться в том, что дела Его совершенны.

Другой сложный вопрос связан с волей человека. Если Бог правит Своей Вселенной по Своим царственным указам, то как может человек обладать свободой выбора? А если он не может обладать свободой выбора, то как он может отвечать за свое поведение? Разве он не марионетка, все действия которой определяются стоящим за сценой Богом, дергающим за ниточки так, как Ему нравится?

Попытка ответить на эти вопросы разделила христианскую церковь на два лагеря, названия которых происходят от имен двух выдающихся богословов - Якоба Арминия и Жана Кальвина. Большинство христиан довольствуются тем, что оказываются в том или другом лагере и отрицают либо верховную власть Бога, либо свободную волю человека. Однако представляется возможным примирить обе точки зрения, не игнорируя ни ту, ни другую, хотя описанная ниже попытка может показаться неубедительной сторонникам одного или другого лагеря.

Моя точка зрения такова: Своей верховной властью Бог дал человеку свободу морального выбора, и человек с самого начала пользуется этим правом, делая выбор между добром и злом. Выбирая зло, человек не противоречит верховной власти Бога, поскольку вечный указ не предписывает человеку, какой конкретно выбор он должен сделать, но утверждает, что человек свободен делать этот выбор. Если в Своей абсолютной свободе Бог вообще не дал бы человеку никакой свободы, то кто "мог бы противиться руке Его и сказать Ему: "что Ты сделал?"" (Дан. 4, 32). Воля человека свободна, потому что Бог обладает верховной властью. Если бы у Бога не было верховной власти, Он не мог бы дать моральную свободу Своему творению. Он побоялся бы это сделать.

Возможно, понять это нам поможет пример из повседневной жизни. Океанский лайнер отправляется из Нью-Йорка в Ливерпуль. Пункт назначения определен ответственными за это людьми. Никто другой не может изменить его. Это дает некое отдаленное представление о верховной власти.

На борту лайнера находятся несколько десятков пассажиров. Они не в цепях, и их действия не ограничиваются никаким указом. Они полностью свободны. Они едят, спят, играют, прогуливаются по палубе, читают, разговаривают, и в то же время лайнер уносит их все дальше, приближая к пункту назначения.

Здесь присутствует и свобода, и верховная власть, и они не противоречат друг другу. Точно так же, я думаю, обстоит дело со свободой человека и верховной властью Бога. Гигантский лайнер, в виде которого можно представить Божий царственный план, мчится вперед, к пункту своего назначения по морю истории. Бог беспрепятственно движет все к тем вечным целям, которые Он определил во Христе Иисусе еще до сотворения мира. Мы не знаем всех этих целей, но достаточно многое уже открыто нам для того, чтобы дать нам общее представление о будущем, добрую надежду на грядущее благополучие и твердую уверенность в нем.

Мы знаем, что Бог исполнит каждое обещание, которое Он дал пророкам. Мы знаем, что грешники однажды будут удалены с земли. Мы знаем, что искупленные войдут в радость Господа и праведные будут сиять в Царстве своего Отца. Мы знаем, что достоинства Бога получат всеобщее одобрение и все творение, обладающее разумом, признает Господа Иисуса Христа к славе Бога Отца, что с нынешним несовершенным порядком будет покончено и новое небо и новая земля установятся навечно.

Ко всему этому Бог идет с бесконечной мудростью и совершенной точностью действий. Никто не может уговорить Его отказаться от Своих целей; ничто не может отвратить Его от Его планов. Поскольку Бог всеведущ, не может быть непредвиденных обстоятельств, не может быть несчастных случаев. Поскольку Он обладает верховной властью, не может быть ни контрприказов, ни разногласий среди руководства; а поскольку Он всемогущ, у Него достаточно силы для того, чтобы достичь тех целей, которые Он поставил перед Собой. Во всем этом у Бога нет недостатка, и всем этим Он обладает независимо ни от кого.

А пока не все так гладко, как может показаться при чтении этого краткого описания. Тайна беззакония уже в действии. Смертельная схватка между добром и злом продолжается и становится все яростнее. Богу еще придется прокладывать Себе путь среди урагана и бури, но эта буря и этот ураган существуют только здесь, в этом мире, и, будучи ответственными существами, мы должны сделать свой выбор в нынешней моральной ситуации.

Будучи свободным принимать решения, Бог установил для нас определенные предписания, и одно из этих предписаний - закон выбора и последствий. Бог объявил, что все те, кто с готовностью, в покорности и вере посвятит себя Иисусу Христу, получат вечную жизнь и станут сынами Божьими. Он также объявил, что все те, кто любит тьму и продолжает бунт против верховной власти Небес, останутся в состоянии духовного отчуждения и в конце концов будут вечно испытывать муки смерти.

Если свести все это к сугубо индивидуальным условиям, то мы придем к жизненно важным и глубоко личным выводам. В моральном конфликте, бушующем сейчас вокруг нас, тот, кто на стороне Бога,- на стороне победителя и не может быть побежден; тот, кто на другой стороне,- на стороне побежденного и не может победить. Здесь нет случайностей, здесь нельзя выиграть с помощью счастливой карты. Есть свобода выбирать, на чьей стороне нам быть, но не свобода игнорировать результаты сделанного выбора. По милости Божьей мы можем покаяться в неправильном выборе и изменить последствия, сделав новый, правильный выбор. Дальше этого мы пойти не можем.

Суть морального выбора концентрируется вокруг Иисуса Христа. Господь прямо сказал об этом: "Кто не со Мною, тот против Меня" (Матф. 12, 30), и: "...никто не приходит к Отцу, как только через Меня..." (Иоан. 14, 6). Смысл Евангелия воплощает в себе три различных элемента: провозглашение, повеление и призыв. Евангелие провозглашает благую весть об искуплении грехов по милости Божьей, оно повелевает всем людям, где бы они ни находились, покаяться, и оно призывает всех людей принять условия Божьей благодати посредством веры в Иисуса Христа как Господа и Спасителя.

Мы должны выбирать: послушаться Евангелия или отвернуться в неверии и отвергнуть его власть над нами. Каждый делает свой выбор, но последствия этого выбора уже определены царственной волей Бога, и тут уже не помогут никакие мольбы о помощи.

Свыше сошел наш великий Господь,
Купол небес изогнув.
И под ногами Своими тогда
Он разбросал темноту.
Шествовал Царь: Херувим, Серафим -
Кони Его колесниц.
Крылья повсюду носили Его -
Крылья ветров и зарниц.
Он восседал над потопом во мгле,
Ярость его укротил.
Он - Царь Вселенной во веки веков.
Чудный Владыка, Бог сил...

Томас Стернхолд

Открытый секрет

Если посмотреть на обстановку в мире в масштабах вечности, то на сегодняшний день нужнее всего, чтобы церковь возвратилась из долгого "вавилонского плена" и чтобы имя Бога снова прославлялось в ней так, как прежде. Но мы не должны думать о церкви как о некоей безличной структуре, как о мистической религиозной абстракции. Мы, христиане,- это церковь, и то, что мы делаем, делает церковь. Следовательно, вернуть церковь к прежнему состоянию - это личное дело каждого из нас. В церкви каждый шаг вперед должен начинаться с действий каждого отдельно взятого человека.

Что могут сделать простые христиане, чтобы вернуть ушедшую славу? Есть ли тут какой-то секрет, который мы можем узнать? Есть ли какая-то формула личного возрождения, которую мы могли бы применить в сегодняшней ситуации, в нашей собственной ситуации? Ответ на этот вопрос - да.

И все же этот ответ вполне может разочаровать некоторых людей, потому что он совсем несложен. Я не привожу ни тайной криптограммы, ни мистического кода, который с трудом можно расшифровать. Я не обращаюсь ни к какому-то скрытому закону подсознания, ни к оккультному знанию, рассчитанному лишь на немногих. Этот секрет открыт, и любой заинтересованный человек может прочесть его. Это старый и вечно новый совет: познакомиться с Богом. Чтобы вернуть утраченное могущество, церковь должна видеть небеса отверстыми, и тогда она увидит образ Бога, что и преобразует ее.

Но Бог, Которого мы должны увидеть,- это не тот утилитарный бог, который так популярен сегодня, который привлекает к себе внимание людей лишь своей способностью приносить успех их различным начинаниям и которому по этой причине угождает и льстит каждый, кто хочет что-то получить. Бог, Которого мы должны узнать,- это Величие в небесах, Бог Отец, Вседержитель, Творец неба и земли, единый, премудрый Бог, наш Спаситель. Он есть Тот, Кто восседает над кругом Земли, Кто раздвигает небеса, как занавес, и простирает их, как шатер, чтобы обитать в них, Кто знает счет сонмам сияющих, словно звезды, Ангелов и Кто всех их называет по именам благодаря Своему всеведению, Кто видит, что дела человеческие - тщеславие, Кто не доверяет князьям и не спрашивает совета у царей.

Знания о таком существе нельзя получить одним только исследованием. Эти знания приходят через мудрость, о которой плотский человек ничего не знает, да и не может знать, потому что она постигается только духом. Знать Бога - это одновременно и самое легкое, и самое трудное, что есть на свете. Это легко, потому что такое знание добывается не тяжелым умственным трудом, а просто и свободно. Подобно тому как солнечный свет освещает открытое пространство, знание о святом Боге дается людям как дар, если они открыты для того, чтобы принять его. Но это знание дается с трудом, потому что есть определенные условия, которые нужно соблюдать, а упрямая натура падшего человека противится этим условиям.

Позвольте мне кратко изложить те условия, о которых говорит Библия и которые повторяли на протяжении столетий святейшие и праведнейшие из всех святых, когда-либо известных миру.

Во-первых, мы должны отречься от своих грехов. Вера в то, что святой Бог не может быть познан людьми, ведущими неправедную жизнь, не является чем-то новым, характерным только для христианства. В древнееврейской Книге Премудрости Соломона, написанной за много лет до возникновения христианства, есть такой фрагмент: "Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе и в простоте сердца ищите Его, ибо Он обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему. Ибо неправые умствования отдаляют от Бога, и испытание силы Его обличит безумных. В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо Святой Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований и устыдится приближающейся неправды" (1, 1-5).

Та же мысль неоднократно звучит в Священном Писании, и, пожалуй, наиболее известными являются слова Христа: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Матф. 5, 8).

Во-вторых, нужно полностью посвятить свою жизнь Иисусу Христу. Верить в Христа - значит иметь волевую и эмоциональную привязанность к Нему и вместе с тем твердую решимость повиноваться Ему во всем. Для этого необходимо соблюдать Его заповеди, нести свой крест, любить Бога и людей.

В-третьих, мы должны посмотреть на себя как на людей, умерших для греха и живых для Бога во Христе Иисусе, а затем открыть настежь свою душу, чтобы в нее вошел Святой Дух. Далее, мы должны подчиняться той самодисциплине, которая необходима для пребывания в Духе, и попирать ногами наши вожделения плоти.

В-четвертых, мы должны смело отказаться от дешевых ценностей падшего мира, полностью обособиться в духе от всего, к чему стремится сердце неверующих, и позволять себе только простейшие естественные удовольствия, которые Бог даровал и праведным, и неправедным.

В-пятых, мы должны практиковать искусство долгого и исполненного любви размышления о величии Бога. Для этого потребуются некоторые усилия, ибо представление о Божьем величии у людей полностью исчезло. Сейчас интересы человека сосредоточены на нем самом. Гуманизм в своих различных формах вытеснил богословие, став вместо него ключом к пониманию жизни. Когда в XIX веке поэт Суинберн написал: "Слава в вышних человеку! Повелитель он вещей..." - он дал современному миру новый вариант молитвы. Представление о Боге надо вернуть в прежнее положение целенаправленным действием воли и держать в таком положении усилием ума, исполненным терпения.

Бог - личность, и с Ним можно знакомиться все ближе и ближе, подготавливая свое сердце к чуду. Может быть, нам придется менять наши привычные представления о Боге, по мере того как будет озарять нашу душу слава, сияющая золотом в Священном Писании. Может быть, нам необходимо будет с достоинством отойти от безжизненного буквализма, доминирующего в евангелических церквах, и протестовать против той легкомысленности, которая считается среди нас христианством. Может быть, в результате этого мы на какое-то время потеряем друзей и прослывем "святошами", но человек, который в таком важном деле страшится неприятных последствий, недостоин Царства Божьего.

В-шестых, по мере того как наши знания о Боге будут становиться более богатыми и ясными, обязательным для нас будет становиться служение людям. Благословенные знания даются не для того, чтобы мы эгоистично ими наслаждались. Чем совершеннее наши знания о Боге, тем сильнее становится желание преобразовать их в дела милосердия. Бог, Который дал все нам, будет продолжать давать все через нас, по мере того как мы будем больше познавать Его.

До сих пор мы рассматривали личное отношение человека к Богу, но, подобно ароматным веществам, которые своим благоуханием выдают себя, углубленное знание о Боге будет воздействовать на тех, кто окружает нас. И мы должны стремиться к тому, чтобы делиться полученным от Бога с другими членами Его семьи. Лучше всего мы сделаем это только в том случае, если будем сосредоточиваться на величии Бога, служа Ему в присутствии других людей. Не только наши личные молитвы должны быть устремлены к Богу, но и наше свидетельство, пение, проповеди и то, что мы пишем,- все должно концентрироваться вокруг личности нашего Господа, мы должны непрестанно превозносить Его величие, достоинства и могущество.

На небесах, по правую руку Великого, во всей Своей славе восседает Человек, с верностью представляя там наши интересы. Мы оставлены на земле на недолгий срок, давайте же будем верными представителями нашего Господа!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: