Материализм – это философское учение обосновывающие первичность материального начала. (вода, огонь, воздух, земля, природа, космос, движение и изменяющиеся природа, протяженная субстанция, творящая природа, материя, энергия, вселенная)
Материализм взаимодействует с научным знанием, с социальной практикой людей, с общественно-исторической деятельностью.
В истории материализма выделяют 3 исторические формы:
1) Стихийный материализм античности (наивный).
Это наивный (или стихийный) материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой (Милетская школа, Эмпедокл, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит, Эпикур, Левкипп, Демокрит).Общая черта древнего материализма состоит в признании материальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего.
Фалес Милетский - всё возникает из воды и в неё превращается.
Анаксимен – воздух является первоначалом.
Анаксимандр - Первоначалом является апейрон (частицы, из которых все состоит).
Демокрит – весь мир и все его предметы и явления состоят из атомов и пустоты (Атомизм демокрита). Ученик его – Эпикур.
2) механистический (метафизический) материализм эпохи возрождения и нового времени (15-18 века).
(Ф. Бэкон, Гоббс, Спиноза, Фейербах, Гоббс, Гельвеций, Галилей, Гассенди)
Это материализм:
- противоположный диалектическому материализму.
- отрицающий качественное саморазвитие через противоречия.
- сводящий разнообразие форм движения к механическому движению.
- отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия и тяготеющий к построению однозначной картины мира, преувеличивая ту или другую его сторону: устойчивость, повторяемость, относительность.
Материя есть бытие, принципиально непознаваемое. Сущности не может быть без сознания, а потому материя - не сущность, а только неидеальная субстанция. Движение, время и пространство - субъективно. Сознание - либо атрибут, либо модус материи. Наше знание о мире (сущности) не суть знание о материи (субстанции). Субстанция действительно не зависит от нашего знания, но сущность ни в коем случае не атрибут материи. Материя - это вещь в себе.
Это система идей о природе, человеке, возникающая на научно-опытном основании. Идеи: мир - колич. превращение, развитие есть всегда одноуровневое движение как повторение формы. Механизм искл. двойственность бытия, внутр. противоречие. Началом движение всегда оказывалась внутренняя сила.
3) Диалектический метериализм современности (19-20 век)
Диалектический материализм («диамат») - учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления, соединяющее в себе материалистическое понимание действительности с диалектикой.
(Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Маркович, Вотев, Ленин и т.д.)
5 видов движения существуют:
1) биологическое;
2) химическое;
3) физическое;
4) психологическое;
5) социальное – высшая форма движения материи.
Ориентация на диалектику, что проявилось в признании принципиальной познаваемости мира. Оно было основано на понимании неисчерпаемости свойств и структуры материи и на детальном обосновании диалектики абсолютной и относительной истины как принципа философского познания. Диамату характерна строгая объективность рассмотрения любых вещей и явлений; многосторонность рассмотрения изучаемого предмета, гибкость понятий; неразрывная связь научных представлений, всех сторон научного познания с понятием материи, природы, обеспечивающая пользование ими как относительными и предупреждающая их превращение в абсолют.
Осн. положения: развитие - колич-качеств. преобразование; развитие объясняется как самодвижение в силу внутр. противоречивости; противоречие рассматривается как источник движения, развития и изменчивости; развитие не как повторение кругов, а как спиралевидность; диалектический м-зм в понятие развития вкл. и прогресс, и регресс.
Первичны природа, материя, общество.
1. Природа и история – объективная реальность, развивающаяся по внутренним законам.
2. Общество – совокупность людей в их общественно-производительной деятельности.
3. Человек – социальный индивид, который в процессе производительной деятельности создает материальное богатство общества и организуется в социальную общность.
4. Общество и история вторичны по отношению к уровню и формам деятельности людей.
Исторические формы материализма:
-античный материализм (Демокрит, Эпикур),
-материализм эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно),
-метафизический (механистический) материализм 17-18 вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза;
-французский материализм 18 в. - Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро),
- антропологический материализм (Л. Фейербах),
-диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).