Что ты слышишь?»
Ребенку предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в доме: шорох бумаги, скрип двери, тиканье часов и др.
2. «Угадай по звуку» -определение предмета по характеру звука.
На столе предметы: стакан с ложкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы, разные звучащие игрушки. Малышу демонстрируют звучание каждого предмета. Затем ребенок закрывает глаза и отгадывает, каким предметом издавали звук.
Найди игрушку».
Ребенок ищет игрушку, ориентируясь на силу ударов в барабан, звон колокольчика, хлопки в ладоши. Сила звука меняется по мере приближения водящего к месту, где спрятана игрушка.
Где колокольчик?»
Ребенок закрывает глаза и отгадывает, у кого за спиной из родителей звенит колокольчик. Показывает рукой направление источника.
Жмурки».
Ребенок с завязанными глазами ищет источник звука.
Узнай по голосу».
Родители по очереди произносят «АУ», ребенок отгадывает, кто произнес.
II. Игры на развитие слуховой памяти.
|
|
Наседка и цыплята».
После того как «наседка» постучит по столу, ребенок «пищит» столько раз, сколько цыплят нарисовано на его карточке и т.п.
Запоминай и выполняй».
Выполнение ребенком 4-6 простых словесных инструкций: «Встань, подойди к окну, возьми мишку и куклу, мишку посади в машину, куклу дай мне».
Возьми свои картинки».
Картинки лежат на столе. Взрослый называет по 2-3 из них. Ребенок находит их и называет.
Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребенок начинает прислушиваться к окружающим звукам, словам близких ему людей, у него повышается внимание, улучшается память, работоспособность.
III. Игры на развитие речевого слуха.
Телефон».
Играют несколько человек. Передавать на ухо слово или простую скороговорку.
Съедобное – несъедобное».
Взрослый называет несъедобный предмет – ребенок мяч отбивает, съедобный – ловит.
Кто летает (плавает, едет, бегает)?».
Произносится ряд слов: сокол, рыба, комар… Ребенок имитирует полет и произносит: «Летит». Можно играть с мячом.
Делай, как слышишь».
Взрослый дает инструкции: поднять руки, в стороны, вперед, наклониться и т.д. – при этом сам делает другие движения. Ребенок должен выполнять не то, что видит, а то, что слышит.
Похожи или нет слова по звучанию?».
Мышка – мишка (да)
Рак – лак (да)
Корова – лошадь (нет)
Миска – киска (да)
Пол – гол (да)
Тетрадь – дождь (нет)
Кто придумает конец, тот и будет молодец»..
Наша старшая сестра вяжет
С самого … (утра).
Здесь хорошее местечко,
Протекает рядом …(речка).
Наказанья срок все длится:
Клим в углу стоит и …(злится).
Я сегодня утром рано
|
|
Умывался из под …(крана).
Солнце светит яркою
Бегемоту стало… (жарко).
IV. Игры на развитие фонематического слуха.
Игры с гласными звуками
Живые звуки».
Определить количество звуков в ряду. А, АУ, АУО.
Определить место звука в ряду. АУ, А – в начале, У – в конце.
АУИ, А – в начале, У – в середине, И – в конце.
Назови по порядку».
Ребенок должен запомнить и повторить названный звуковой ряд в том же порядке.
Узнай по губам».
Взрослый молча артикулирует гласные, а дети по немой артикуляции узнают и повторяют вслух звуковой ряд.
Игры со слоговыми рядами
Какое слово длиннее?»
Юбка – юбочка, лента – ленточка,
Змея – червячок, книга – книжечка.
Телеграф».
Ребенок воспроизводит хлопками услышанное количество слогов в слове.
Отгадай слово».
Взрослый называет слово по слогам не договаривая его: ма-ши-…(на),
ма-ли-…(на), по-ми-…(дор) и т.д. Если игра вызывает затруднение, можно использовать картинки из лото. Ребенок отвечает, что получилось или находит такую картинку.
Какой слог лишний?»
Слоговые ряды: ко-ко-ку-ко
ап-ап-ат-ап
ло-ро-ло-ло
Запомни и повтори».
Бы-бы-бы – на дворе стоят столбы.
Бу-бы-ба – из окна торчит труба.
До-ду-да – гудят провода.
Са-са-за – уходи домой коза.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Са-за-са-са
Зо-зо-со-зо
Су-зу-су-су и т.д.
Упражнения и игры на анализ рядов изолированных гласных и слогов являются подготовительными, облегчающими узнавание звука в слове.
Игры на узнавание звука в слове
Кто больше».
а) Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук «Р» (звук «С» и другие).
Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.
б) Назвать окружающие предметы с заданным звуком.
в) Вспомнить названия любых предметов или картинок с заданным звуком.
Придумай больше».
Взрослый называет какой-нибудь звук, просит играющих придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Можно играть с мячом.
Хлопай».
Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушаться и определять, в каком слове есть условленный звук («Л», «Ш»). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок хлопает в ладоши, если нет – не хлопает.
Звенит – жужжит».
Взрослый придумывает слова со звуками «З» и «Ж». Если в слове есть «З», ребенок говорит: «Звенит». Если звук «Ж»: «Жужжит». Слова можно придумывать по очереди.
Цепочки слов».
Эта игра – аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает своё слово. Образуется цепочка слов: аисТ – ТарелкА – АрбуЗ – Зонт.
Поймай рыбку».
Для этой игры нужна магнитная удочка. Это палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого лото надевают скрепки. Ребенок «вылавливает» удочкой разные картинки, называет их, определяет наличие или отсутствие в ней звука, выбранного заранее. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Например, в слове «сова» «С» слышится в начале слова, в слове «носок» – в середине, а в слове «лес» - в конце.
Кто внимательный?».
Взрослый называет или показывает и называет картинки. Ребенок внимательно слушает и отгадывает, какой звук встречается во всех названных словах.
Например: коЗа, Заяц, медуЗа, роЗа, неЗабудка, стрекоЗа общий звук «З».
Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
Звук потерялся».
…ыба, …от, …ым, …кно, …аяц.
Отгадай слово».
Послушай внимательно и скажи, какое слово я произнесла (по звукам).
Д.О.М, К.О.Т, У.Т.К.А, С.Т.О.Л, В.А.З.А, С.Ы.Н.
|
|