Игры на узнавание звука в слове

Что ты слышишь?»

Ребенку предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в доме: шорох бумаги, скрип двери, тиканье часов и др.

2. «Угадай по звуку» -определение предмета по характеру звука.

На столе предметы: стакан с ложкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы, разные звучащие игрушки. Малышу демонстрируют звучание каждого предмета. Затем ребенок закрывает глаза и отгадывает, каким предметом издавали звук.

Найди игрушку».

Ребенок ищет игрушку, ориентируясь на силу ударов в барабан, звон колокольчика, хлопки в ладоши. Сила звука меняется по мере приближения водящего к месту, где спрятана игрушка.

Где колокольчик?»

Ребенок закрывает глаза и отгадывает, у кого за спиной из родителей звенит колокольчик. Показывает рукой направление источника.

Жмурки».

Ребенок с завязанными глазами ищет источник звука.

Узнай по голосу».

Родители по очереди произносят «АУ», ребенок отгадывает, кто произнес.

 

II. Игры на развитие слуховой памяти.

Наседка и цыплята».

После того как «наседка» постучит по столу, ребенок «пищит» столько раз, сколько цыплят нарисовано на его карточке и т.п.

Запоминай и выполняй».

Выполнение ребенком 4-6 простых словесных инструкций: «Встань, подойди к окну, возьми мишку и куклу, мишку посади в машину, куклу дай мне».

Возьми свои картинки».

Картинки лежат на столе. Взрослый называет по 2-3 из них. Ребенок находит их и называет.

 

Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребенок начинает прислушиваться к окружающим звукам, словам близких ему людей, у него повышается внимание, улучшается память, работоспособность.

III. Игры на развитие речевого слуха.

Телефон».

Играют несколько человек. Передавать на ухо слово или простую скороговорку.

Съедобное – несъедобное».

Взрослый называет несъедобный предмет – ребенок мяч отбивает, съедобный – ловит.

Кто летает (плавает, едет, бегает)?».

Произносится ряд слов: сокол, рыба, комар… Ребенок имитирует полет и произносит: «Летит». Можно играть с мячом.

Делай, как слышишь».

Взрослый дает инструкции: поднять руки, в стороны, вперед, наклониться и т.д. – при этом сам делает другие движения. Ребенок должен выполнять не то, что видит, а то, что слышит.

Похожи или нет слова по звучанию?».

Мышка – мишка (да)

Рак – лак (да)

Корова – лошадь (нет)

Миска – киска (да)

Пол – гол (да)

Тетрадь – дождь (нет)

Кто придумает конец, тот и будет молодец»..

Наша старшая сестра вяжет

С самого … (утра).

Здесь хорошее местечко,

Протекает рядом …(речка).

Наказанья срок все длится:

Клим в углу стоит и …(злится).

Я сегодня утром рано

Умывался из под …(крана).

Солнце светит яркою

Бегемоту стало… (жарко).

 

IV. Игры на развитие фонематического слуха.

Игры с гласными звуками

Живые звуки».

Определить количество звуков в ряду. А, АУ, АУО.

Определить место звука в ряду. АУ, А – в начале, У – в конце.

АУИ, А – в начале, У – в середине, И – в конце.

Назови по порядку».

Ребенок должен запомнить и повторить названный звуковой ряд в том же порядке.

Узнай по губам».

Взрослый молча артикулирует гласные, а дети по немой артикуляции узнают и повторяют вслух звуковой ряд.

Игры со слоговыми рядами

Какое слово длиннее?»

Юбка – юбочка, лента – ленточка,

Змея – червячок, книга – книжечка.

Телеграф».

Ребенок воспроизводит хлопками услышанное количество слогов в слове.

Отгадай слово».

Взрослый называет слово по слогам не договаривая его: ма-ши-…(на),

ма-ли-…(на), по-ми-…(дор) и т.д. Если игра вызывает затруднение, можно использовать картинки из лото. Ребенок отвечает, что получилось или находит такую картинку.

Какой слог лишний?»

Слоговые ряды: ко-ко-ку-ко

ап-ап-ат-ап

ло-ро-ло-ло

Запомни и повтори».

Бы-бы-бы – на дворе стоят столбы.

Бу-бы-ба – из окна торчит труба.

До-ду-да – гудят провода.

Са-са-за – уходи домой коза.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Са-за-са-са

Зо-зо-со-зо

Су-зу-су-су и т.д.

Упражнения и игры на анализ рядов изолированных гласных и слогов являются подготовительными, облегчающими узнавание звука в слове.

 

Игры на узнавание звука в слове

Кто больше».

а) Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук «Р» (звук «С» и другие).

Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.

б) Назвать окружающие предметы с заданным звуком.

в) Вспомнить названия любых предметов или картинок с заданным звуком.

Придумай больше».

Взрослый называет какой-нибудь звук, просит играющих придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Можно играть с мячом.

Хлопай».

Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушаться и определять, в каком слове есть условленный звук («Л», «Ш»). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок хлопает в ладоши, если нет – не хлопает.

Звенит – жужжит».

Взрослый придумывает слова со звуками «З» и «Ж». Если в слове есть «З», ребенок говорит: «Звенит». Если звук «Ж»: «Жужжит». Слова можно придумывать по очереди.

Цепочки слов».

Эта игра – аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает своё слово. Образуется цепочка слов: аисТ – ТарелкА – АрбуЗ – Зонт.

Поймай рыбку».

Для этой игры нужна магнитная удочка. Это палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого лото надевают скрепки. Ребенок «вылавливает» удочкой разные картинки, называет их, определяет наличие или отсутствие в ней звука, выбранного заранее. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Например, в слове «сова» «С» слышится в начале слова, в слове «носок» – в середине, а в слове «лес» - в конце.

Кто внимательный?».

Взрослый называет или показывает и называет картинки. Ребенок внимательно слушает и отгадывает, какой звук встречается во всех названных словах.

Например: коЗа, Заяц, медуЗа, роЗа, неЗабудка, стрекоЗа общий звук «З».

Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

Звук потерялся».

…ыба, …от, …ым, …кно, …аяц.

Отгадай слово».

Послушай внимательно и скажи, какое слово я произнесла (по звукам).

Д.О.М, К.О.Т, У.Т.К.А, С.Т.О.Л, В.А.З.А, С.Ы.Н.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: