Сыр, шар, самовар, пожар, катер.
На какой звук начинаются слова?».
Майка, молоко, мандарин, мука, муха.
Игры на развитие умения дифференцировать оппозиционные звуки.
Для более быстрого различения звуков большое значение имеет сравнение сходных звуков на слух и в произношении. В этом случае применяются те же игры и упражнения, что и при узнавании отдельного звука в слове, но одновременно с двумя звуками.
1. «Где звук?» (пример сравнения звуков С-Ш разными способами)
Ребенок может:
- показать картинки, игрушки, предметы: сумка, шапка.
- ответить словами: сад, шум.
- использовать звукоподражания: сссс – насос, шшшш – шипит змея.
- использовать жесты: рука вниз – С (язык вниз, за нижними зубами); рука вверх – Ш (язык поднимается вверх).
Большой – маленький».
Большой зайчик говорит «ЗА», маленький «ЗЯ».
«ЗО», «ЗЁ»
«ЗЫ», «ЗИ»
«ЗУ», «ЗЮ»
«ЗЭ», «ЗЕ»
Кулак - ладонь».
Игра на определение мягкого или твердого первого звука в слове.
Замок – твердый звук – показываем кулак.
|
|
Зяблик – мягкий звук ЗЬ – показываем ладонь.
Таким образом, воспитание фонематического слуха и дифференцированного произношения всех звуков направлено на формирование у детей умения воспринимать разнообразные тонкости звучания, правильно слышать и использовать акустически и артикуляционно близкие звуки в самостоятельной речи – без этих знаний невозможна подготовка детей к овладению грамотой.
Как определить уровень развития
Фонематического слуха у дошкольников?
1. Хлопни в ладоши тогда, когда услышишь слово, которое отличается от других:
- рама, рама, рама, лама, рама;
- лампа, лампа, лампа, рампа, лампа;
- колобок, колобок, коробок, колобок;
- оклик, оклик, окрик, оклик;
- сок, сок, ток, сок;
- коса, коса, лоза, коса;
- рассвет, рассвет, расцвет, рассвет;
- сытый, шитый, сытый, сытый;
- чёлка, чёлка, щёлка, чёлка;
- чадить, чадить, щадить, чадить;
- чикать, чикать, шикать, чикать;
- почесть, почесть, по шесть, почесть;
- гора, гора, кора, гора;
- голос, голос, колос, голос;
- граб, граб, краб, граб;
- пороги, пороки, пороги, пороги.
2. Повтори за мной: га-га-ха-ла
ма-ха-ма-ла и т.д.
3. Хлопни в ладоши, когда услышишь другой звук:
ш-ш-с-ш
г-г-г-к-г
с-с-с-з-с
р-р-л-р
Когда услышишь другой слог:
га-га-га-ха
му-му-му-жу
4. Какое слово встречается чаще других:
сентябрь – октябрь – туча – мяч – медведь-январь – сентябрь –
пальто – декабрь – сентябрь.
Если ребенок все задания выполнил правильно, то фонематический слух у него развит хорошо.
Если же с какими- либо заданиями не справился или затруднялся, значит нужно продолжать развивать фонематический слух.