На какой звук оканчиваются слова?»

Сыр, шар, самовар, пожар, катер.

На какой звук начинаются слова?».

Майка, молоко, мандарин, мука, муха.

Игры на развитие умения дифференцировать оппозиционные звуки.

Для более быстрого различения звуков большое значение имеет сравнение сходных звуков на слух и в произношении. В этом случае применяются те же игры и упражнения, что и при узнавании отдельного звука в слове, но одновременно с двумя звуками.

1. «Где звук?» (пример сравнения звуков С-Ш разными способами)

Ребенок может:

- показать картинки, игрушки, предметы: сумка, шапка.

- ответить словами: сад, шум.

- использовать звукоподражания: сссс – насос, шшшш – шипит змея.

- использовать жесты: рука вниз – С (язык вниз, за нижними зубами); рука вверх – Ш (язык поднимается вверх).

Большой – маленький».

Большой зайчик говорит «ЗА», маленький «ЗЯ».

«ЗО», «ЗЁ»

«ЗЫ», «ЗИ»

«ЗУ», «ЗЮ»

«ЗЭ», «ЗЕ»

Кулак - ладонь».

Игра на определение мягкого или твердого первого звука в слове.

Замок – твердый звук – показываем кулак.

Зяблик – мягкий звук ЗЬ – показываем ладонь.

Таким образом, воспитание фонематического слуха и дифференцированного произношения всех звуков направлено на формирование у детей умения воспринимать разнообразные тонкости звучания, правильно слышать и использовать акустически и артикуляционно близкие звуки в самостоятельной речи – без этих знаний невозможна подготовка детей к овладению грамотой.

 

 

Как определить уровень развития

Фонематического слуха у дошкольников?

1. Хлопни в ладоши тогда, когда услышишь слово, которое отличается от других:

- рама, рама, рама, лама, рама;

- лампа, лампа, лампа, рампа, лампа;

- колобок, колобок, коробок, колобок;

- оклик, оклик, окрик, оклик;

- сок, сок, ток, сок;

- коса, коса, лоза, коса;

- рассвет, рассвет, расцвет, рассвет;

- сытый, шитый, сытый, сытый;

- чёлка, чёлка, щёлка, чёлка;

- чадить, чадить, щадить, чадить;

- чикать, чикать, шикать, чикать;

- почесть, почесть, по шесть, почесть;

- гора, гора, кора, гора;

- голос, голос, колос, голос;

- граб, граб, краб, граб;

- пороги, пороки, пороги, пороги.

2. Повтори за мной: га-га-ха-ла

ма-ха-ма-ла и т.д.

3. Хлопни в ладоши, когда услышишь другой звук:

ш-ш-с-ш

г-г-г-к-г

с-с-с-з-с

р-р-л-р

Когда услышишь другой слог:

га-га-га-ха

му-му-му-жу

4. Какое слово встречается чаще других:

сентябрь – октябрь – туча – мяч – медведь-январь – сентябрь –

пальто – декабрь – сентябрь.

Если ребенок все задания выполнил правильно, то фонематический слух у него развит хорошо.

Если же с какими- либо заданиями не справился или затруднялся, значит нужно продолжать развивать фонематический слух.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: