Помогая людям простить самих себя

 

Иногда серьезнее всего нам приходится сражаться не за то, чтобы простить тех, кто нас обидел, или чтобы получить прощение от Бога за свою ненависть, а за то, чтобы постараться простить самих себя. Это еще одна область, где нам надо «не ослабевать в молитве». Здесь терапевт снова должен обратить внимание пациента на то, как важно его желание простить себя, и на то, что это придется делать снова и снова. Об этом и надо просить в молитве. Без колебаний спрашивайте пациентов: «Можете ли вы прямо сейчас попросить Бога даровать вам милость прощения себя? И отступиться от своего неестественного желания быть совершеннее Самого Господа? Можете ли отказаться от своего права обвинять себя? А попросить Бога о благодати никогда не напоминать Ему о том, о чем Он Сам сказал, что более не помнит?»

Если мы видим, что пациент не в состоянии сделать это, то терапевт должен, как я считаю, использовать власть, дарованную ему Христом (см. Матфея 18:18–20)[40]. Мы, протестанты, возражали против того, что католическая церковь неверно использовала исповедальни и право священника давать отпущение грехов. Но в своем протесте мы отказались и от одной из величайших привилегий священства — быть временным помощником Святого Духа и Его инструментом в даровании прощения. Некоторым людям, чтобы они могли ощутить, что им прощены какие–то их грехи, необходим человек–посредник. Нам открыты два великих благодатных средства: Святое причастие и возложение рук. Я часто использую их в работе с пациентами, у которых есть проблемы с тем, чтобы простить других и получить прощение самим. Для этого у меня всегда хранятся освященные дары. Я видел, как благодать прощения чудесным образом нисходила на людей, как только они принимали эти священные частицы. Если пациент согласен, я могу возложить на него руки. В молитве я притязаю на власть, данную нам Самим Иисусом Христом: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Матфея 18:18). Потом, призвав пациента «согласиться» со мной в просительной молитве (см. Матфея 18:19)[41], я завершаю такими словами: «А теперь, (имя пациента), получи исцеление», или «Будь прощен», или «Ты прощен во имя Отца и Сына и Святого Духа». Если ситуация позволяет, я часто завершаю встречу несколькими благодарственными молитвами о дарованном Господом прощении. Желательно, чтобы пациент, если возможно, присоединился ко мне в этих молитвах.

 

 

Завершение встречи и планирование последующей работы

 

После молитвы, прежде чем пациент уйдет, необходимо сделать две вещи. Во–первых, спланировать и назначить не позже, чем через одну–две недели, последующую встречу. Эту встречу мы обсудим в заключительной главе нашей книги.

Затем (я обнаружил, что это довольно трудно) надо высказать несколько предостережений. Пациент пережил сильные эмоции, после которых, как после выстрела из крупнокалиберного ружья, может последовать сильная отдача. Кроме того, он (пациент) может ощущать, что у него как будто что–то отняли, и переживать синдром отмены (т.е. абстинентный, или «похмельный» синдром). Он может ощутить и настоящие соматические симптомы: очень сильную головную боль, насморк, тошноту, расстройство желудка или ужасную усталость. У женщин возможны сбои в менструальном цикле. Если пациент выглядит совершенно опустошенным, позаботьтесь о том, чтобы кто–нибудь проводил его домой. Неприятности могут и не случиться, но гораздо лучше заранее знать, что они вполне вероятны: «Кто предупрежден, тот вооружен».

Подчеркните, что негативным чувствам часто не стоит доверять, хотя они и могут серьезно беспокоить в течение нескольких дней. Объясните, что просто должно пройти время, чтобы эти ощущения улеглись, и тогда они сменятся более надежными позитивными эмоциями. Также объясните пациенту, что ему уже не нужно продолжать самостоятельно копаться в тех моментах, о которых мы просили в молитве, а надо лишь позволить Святому Духу исцелить глубины его души. Напомните, что исцеление памяти не означает, что пациент не будет о чем–то помнить. Это лишь значит, что воспоминания перестанут вызывать у него острую боль и жгучие страдания и больше уже не будут иметь неограниченной власти над его судьбой. Теперь можно заново учиться жизни и выстраивать новые жизненные планы. Над этим вы будете работать вместе с пациентом, начиная уже со следующей встречи с ним.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: