Сельское хозяйство - неиспользованная сила Беларуси

Как любят говорить так называемые "экстрасенсы", экстрасенсорные способности в себе может развить каждый, просто люди не подозревают, что они в них заложены. Звучит наивно, но такая логика была бы очень полезна при развитии сельского хозяйства. Белорусское сельское хозяйство - это отрасль с, пожалуй, самой высокой добавочной стоимостью в белорусской экономике. И концентрация на её развитие может стать началом выхода Беларуси из замкнутого круга.

Государство возможно осознаёт, сколько возможностей оно упускает от нежелания приватизировать сельское хозяйство. А может и не осознаёт. В любом случае, сельское хозяйство - это сектор экономики, реформа которого может вылиться в небывалый расцвет экономики. Для справки приведу довольно убедительный пример в виде Южной Кореи. Южная Корея всего за полвека превратилась из ужасно нищей, разрушенной войной страны, в одну из богатейших стран мира. Знаете с чего начинался долгий путь Южной Кореи к экономическому величию? С распределения земель между мелкими фермерами и с экспансии в области рыболовства. Поначалу именно фермеры были в Южной Корее относительно успешными предпринимателями, у которых хватало денег на то, чтобы обеспечить своим детям достойное обучение. Дети фермеров потом создавали южнокорейскую лёгкую, затем тяжёлую и химическую промышленность. А дети создателей южнокорейской промышленности стали создателями южнокорейского R&D и высокотехнологичной индустрии. Разумеется, государство участвовало в направлении развития.

У Беларуси тоже есть шанс начать, причём старт у Беларуси был бы гораздо более лёгким. Беларуси не нужно закупать удобрения, как это делала Южная Корея, закупавшая удобрения за счёт выручки от экспорта рыбы и морепродуктов. У Беларуси уже есть промышленная база, доставшаяся в наследство от СССР (которую у Беларуси сейчас нет сил самостоятельно содержать, но это уже другая история). Колхозы следовало бы отдать в руки сельчанам, которые в них трудятся. Так как мало кто из сельчан могут выкупить колхозы в одиночку, можно создать своеобразные "фермерские товарищества", в которых каждый сельчанин потом будет иметь долю. Они смогут выбрать себе способного и авторитетного менеджера среди местных, которым будет дана возможность оптимизировать производство в своём товариществе. Кроме того, по примеру Ольшан стоит простимулировать второй источник сельского благосостояния в виде подсобных хозяйств с частными парниками. Постепенно, сельчане смогут создавать свои собственные фермерские хозяйства, и приносить в государственную казну доход, в отличие от государственных хозяйств, которые де факто никакого дохода не приносят, так как полностью от государства зависят.

Такое свободное фермерство решит сразу несколько проблем:

- Недиверсифицированность экспорта;

- Отсутствие привлекательных рабочих мест на селе;

- Нехватку денег для стимулирования сельхоздеятельности и других секторов экономики.

Недиверсифицированность экспорта по мере накопления капитала фермерами можно решить путём предоставления субвенций фермерам, чтобы те могли самостоятельно диверсифицировать экспорт в страны, облагающие импорт сельхозпродуктов пошлинами. Таким образом постепенно не только снизится зависимость от экспорта сельхозпродукции в Россию, но и при этом государство начнёт получать всё большую прибыль от частных сельхозпредприятий, появятся деньги для дальнейших инвестиции в агрономические исследования и реформу других секторов экономики.

Частные фермеры наиболее вероятно захотят модернизировать и автоматизировать производство. Следовательно, фермерским хозяйствам станут нужны хорошие агрономы, биологи, химики, а главное - программисты, которые смогут наладить автоматизированные процессы. Молодые специалисты из села будут мотивированы на возвращение в сельскую местность по нескольким причинам:

- Высокое вознаграждение за труд;

- Щедрые социальные пакеты;

- Жильё за счёт хозяйств;

- Возможность внести очень важный вклад в дальнейшее развитие Беларуси.

Соответственно, на первых порах нужно будет направить те немногие свободные деньги, имеющиеся в распоряжении у государства, на инвестиции в главные аграрные вузы страны в Горках, Минске и Гродно. Из непопулярных вузов их вполне можно было бы превратить в места комплексной подготовки разных специалистов для села.

Все эти меры приведут к тому, что в белорусском бюджете, вероятно, появятся денежный запас, который потом можно направить на реализацию других реформ, а также на постепенное избавление от зависимости от России. Здесь, правда, помимо крутых фермеров понадобятся ещё и твердолобые дипломаты. Самое главное - это общественное обсуждение на каждом этапе и обширная PR-компания реформы. Важно решиться начать, чего наше руководство пока боится делать.

Вместо заключения

Этот рецепт кажется слишком простым. На самом деле это была бы колоссальная работа, которая, тем не менее, я уверен, принесла бы в среднесрочной перспективе такие дивиденды, что фермерам-пионерам и первым молодым специалистам придётся ставить памятники и называть в их честь улицы. Повторюсь: белорусская сельхозпродукция имеет высокую добавленную стоимость, и из этого следует выходить. Сфера IT, например, вряд ли может дать такой быстрый толчок, так как она находится под льготами. Не было бы льгот - не было бы и IT. В случае с сельским хозяйством тоже пришлось бы поиграть с финансовыми инструментами, но сельское хозяйство - это нечто исключительно наше, это наше, белорусское фирменное производство, не являющееся каким-либо аутсорсингом. И если не реальная масштабная реформа сельского хозяйства, то реформа какого ещё сектора позволит Беларуси выкрутиться из ситуации, в которой она находится?..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: