IV. Дыхательно - голосовые игры и упражнения на материалеслогов

Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов.

Инструкция к выполнению. Произнесение слогов сначала на шепоте, затем громко на одном выдохе. Упражнения можно сопровождать движением рук.

Используется прием наращивания слогов, т.е. сначала дается один слог, потом два, три и т.д.

1. Повторение слогов с одинаковыми гласными и одинаковыми согласными: па, па-па, па-па-па, па-па-па-па; пап, пап-пап, пап-пап-пап, пап-пап-пап-пап; апа, апа апа, апа - апа - апа, апа - апа - апа-апа.

2. Повторение слогов с одинаковыми гласными и разными согласными: та-па, ти-пи, то-по; та-па-ва, ти-пи-ви, то-по-во; та-па-ва-ка, ти-пи-ви-ки, то-по-во-ко.

3. Повторение слогов с разными гласны ми и одинаковыми согласными: па-пу, па па-пу-пу, па-па-па-пу-пу-пу; па-по, па-по-пу, па-по-пу-пы; па-по, па-по-па-пу, па-по па-пу-па-пи; па-по-пу, па-по-пи, па-по-па, па-по-пы; па-по-по-по, пу-пи-пи-пи, по-пу пу-пу, пэ-пе-пе-пе.

4. Повторение слогов с разными гласными и разными согласными: па-па-та, па па-то, па-па-ту, па-па-бу; па-то-ту-пи, па-по-ту-ти, та-по-пу-ти, та-то-пу-пи; па-то, па-то-ту, па-то-ту-пу.

5. Произнесение слогов в звукоподражаниях: музыкальным инструментам

(барабан: там - там - там, колокольчик: динь-динь-динь, дудочка: ду-ду-ду); предметам (стучит молоток: тук-тук-тук, сигналит машина: би-би-би, идут часы: тик-так, тик-так, косит коса: вжик-вжик-вжик, фотографирует фотоаппарат:

чик-чик-чик); животным (кошка: мяу-мяу-мяу, курица: ко-ко-ко, гусь: га-га-га); явлениям природы (капает водичка: кап-кап-кап, булькает водичка: буль-буль-буль); людям (укусила оса: ой-ой-ой).

6. «Часики». Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед—назад, произносить: тик- так.

7. «Петух». Встать прямо, руки спущены. Поднять руки в стороны, затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить: ку-ка-ре-ку.

8. «Паровозик». Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками и приговаривая: чух-чух-чух.

9. «Партизаны». Стоя, палка (ружье) в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На 1—2 — вдох, на 6—8 — выдох с произнесением слова тиш-ш-ш-ше.

10. «Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять

сцепленные руки вверх — вдох, опустить вниз — медленный выдох с произнесением слова ух-х-х.

11. «Лови мяч». Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая, длительное ух-х-х-х (5-6 раз).

12. «Вырасти большой». Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить: ух-х-х (4 —5 раз).

13. «Маятник». Стоя, ноги на ширине плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны, при наклоне — выдох, произ носить: ту-у-у-у-ух (3—4 наклона в каждую сторону).

14. «Гуси летят». Медленная ходьба в течение 1—2 минут. Поднимать руки в стороны — вдох, руки вниз — выдох, произносить: гу-у-у-у.

15. «В зоопарке». Логопед предлагает вспомнить, кого дети видели в зоопарке, показывает картинки с изображением зверей и птиц, просит назвать их и сказать, как они кричат, — тигр рычит: р-р-р, ворона каркает: кар-р-р, кар-р-р, ежик фыркает: фр-р, фр-р, сорока трещит: тр-тр-тр и т.д.

16. «Лесенка». Перед детьми на доске — картинка или макет лесенки. По ходу игры логопед ставит на каждую перекладину фигурку определенного животного. Дети воспроизводят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса. «На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула большая собака и залаяла (дети произносят низким и громким голосом: ав-ав-ав). На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала (дети произносят более тихим и более высоким голосом: мяу-мяу-мяу). На третью ступеньку вскочил петух и громко запел (дети произносят громким и высоким голосом: ку-ка- ре-ку). На четвертую ступеньку прилетел жук, сел и зажужжал (дети произносят низким и тихим голосом: ж-ж-ж). На пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку (дети произносят тихим и высоким голосом: з-з-з)».

17. «Корова и телята». Детям предлагается сюжетная картинка «На лугу». Они распределяются на две группы. Логопед обращается к первой группе: «На лугу пасутся коровы. Они зовут своих телят. Как они зовут их?». Дети первой группы произносят низким голосом: му-му-му. Логопед обращается к детям второй группы:«Коровам отвечают телята. Как они отвечают?». Дети отвечают высоким голосом: му-му-му. Затем группы меняются ролями. Аналогично проводятся игры на звукоподражание другим животным.

18. «Кто это?». Логопед держит в руке несколько картинок с изображением

животных. Ребенок вытягивает одну картинку, так чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети угадывают, какое это животное.

19. «К нам приехал паровоз».

Логопед. К нам приехал паровоз.

Дети. С чем?

Логопед. С коровами.

Дети. Му-му-му.

Логопед. С собаками, гусями, утками...

В зависимости от названного животного или предмета дети выполняют

звукоподражания.

20. «Волшебная палочка». Проговаривая слоги, ребенок следит за волшебной палочкой в руках педагога. Если логопед поднимает палочку вверх, следует быстро закрыть рот.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: