Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
| Объем часов
| Уровень освоения
| |
|
| Ауд
| Сам
|
| |
1 курс
| | | | |
1 семестр
| | | | |
Тема 1.1.Знакомство с понятием «макетирование»
| Цели и задачи курса.
| 2
|
| 2
| |
Знакомство с понятием «макетирование»
| |
Задачи макетирования. Макет как важная составляющая искусства сценографии.
| |
Тема 1.2.Знакомство с этапами выполнения театрального макета.
| Содержание учебного материала
| 4
|
|
| |
Основы театрального макетирования.
| | | 1,2
| |
Знакомство обучающихся с техническими средствами, инструментами и макетными материалами.
|
|
|
| |
Этапы выполнения театрального макета. Традиционный масштаб макета – 1:20.
|
|
|
| |
Сценическая площадка, сценическая коробка, арена как условие театрального действия.
|
|
|
| |
Тема 1.3.Фактура. Макеты фактурных поверхностей из белой бумаги.
| Содержание учебного материала:
*роль и значение предмета моделирования и макетирования в процессе обучения;
*материалы и инструменты;
*первичные моторные навыки макетирования и основные начальные приемы работы с бумагой, порядок выполнения макетов, рабочий макет.
Практическое задание:
Выполнить разнообразные фактурные поверхности
| 8
|
|
| |
Тема 1.4. Рельеф. Макет фронтальной поверхности с прямолинейным и криволинейным рельефами.
| Содержание учебного материала:Выявление пластического характера рельефных форм.
Практическое задание:
выполнить членение фронтальной поверхности прямолинейными и криволинейными элементами, соблюдая методическую последовательность:
· сделать рисунок;
· переколоть измерителем нужные точки на изнанку листа;
· сделать надсечки,
· сделать сквозные прорези,
| 8
|
|
| |
Тема 1.5. Рельефная композиция. Статика.
| Содержание учебного материала:Изучение понятий построения фронтальной композиции, освоение принципа выполнения макета из сложных выкроек.
Практическое задание:
выполнить фронтальную композицию в виде макета-рельефа на плоскости из простых геометрических фигур.
соблюдая методическую последовательность:
· сделать рисунок;
сделать надсечки,
· сделать сквозные прорези,
· согнуть по линии надсечек,
· склеить детали выкроек,
· приклеить детали к поверхности.
Материалы: бумага, карандаш, линейка, ластик, циркуль, нож.
Размер: 20х30 см. Количество: 1.
Самостоятельная работа:
Завершение аудиторной работы.
| 8
| 4
|
| |
Тема 1.6. Рельефная композиция. Динамика.
| Содержание учебного материала:Изучение понятий построения фронтальной композиции, освоение принципа выполнения макета из сложных выкроек.
Практическое задание:
выполнить фронтальную композицию в виде макета-рельефа на плоскости из простых геометрических фигур.
соблюдая методическую последовательность:
· сделать рисунок;
сделать надсечки,
· согнуть по линии надсечек,
· склеить детали выкроек,
· приклеить детали к поверхности.
Материалы: бумага, карандаш, линейка, ластик, циркуль, нож.
Размер: 20х30 см. Количество: 1.
Самостоятельная работа:
Завершение аудиторной работы.
|
|
| 1, 2
| |
Тема 1.7.Макетирование геометрических тел.
Макеты куба, пирамиды, цилиндра.
| Содержание учебного материала:Основные начальные приемы и порядок изготовления макетов объемных форм.
Практическая работа:
Выполнить макеты: куба (8х8 см), пирамиды (сторона 8 см, высота 16 см), соблюдая
Материалы:бумага, карандаш, ластик, циркуль, нож, клей.
Самостоятельная работа:
Завершение аудиторной работы.
|
|
|
1, 2
| |
Тема 1.8. Сложные модели из простых геометрических тел.
| Содержание учебного материала:
Основные приемы моделирования объемной формы. Переход от простой объемной формы к усложненной.
Практическая работа:
Выполнить пластическое решение поверхности куба с использованием метроритмических закономерностей.
Задача:Пластически решить куб как объемную форму, рассматриваемую со всех сторон.
Материалы:бумага, карандаш, ластик, циркуль, нож, клей.
Размер куба 10х10 см.
|
8
|
| 1, 2
| |
| Самостоятельная работа:
Завершение аудиторной работы.
|
| 4
| 3
| |
| Всего
|
|
|
| |
| |
2 семестр
| |
Тема 2.1. Соединение объемов: приемы «врезка одних тел в другие» и «выемка».
| Содержание учебного материала:
Основные приемы моделирования объемной формы. Переход от простой объемной формы к усложненной.
| 8
|
| 2
| |
Практическая работа:
Выполнить пластическое решение поверхности куба с использованием метроритмических закономерностей.
Материалы:бумага, карандаш, ластик, циркуль, нож, клей.
Размер куба 10х10 см.
| | |
| |
Самостоятельная работа обучающихся:Завершение аудиторной работы.
|
| 4
| 3
| |
Тема2.2.Пространственная композиция.
Макет объемно-пространственной композиции из простых геометрических форм.
| Содержание учебного материала: Понятие объемно-пространственной композиции, закономерности ее построения и восприятия.
| 8
|
| 2
| |
Практическая работа: Выполнить объемно-пространственную композицию, организовать открытое пространство, используя простые геометрические формы.
Размер макета 30х40 см.
|
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся: доделывание макета решетки.
|
| 4
|
| |
Тема 2.3. Практическое освоение средств макетирования.
| Практическое освоение средств макетирования.
| 8
|
|
| |
Упражнение на освоение средств макетирования. Макет двери, лестницы в интерьере, М 1:20. Задача – правдоподобная имитация.
|
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся: закрепление навыков макетирования, пользования инструментом (макетный нож, подручные инструменты).
|
|
|
| |
Тема2.4.Практическое освоение пайки.
| Практическое освоение пайки, овладение навыками паяния.
| 8
|
|
| |
Упражнения с металлической проволокой: выпрямление, вытягивание, скручивание, плетение, выколотка, использование паяльника.
|
|
|
| |
Практическое занятие: выполнение макета металлической решетки из медной проволоки, М 1:20. Задача – правдоподобная имитация.
|
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся: доделывание макета решетки.
|
|
|
| |
Тема 2.5. Практическое освоение макетный материал – дерево.
| Содержание учебного материала
| 8
|
| 2
| |
Макетный материал – дерево.
|
|
|
| |
Знакомство с материалом, его физическими свойствами, техническими возможностями. Породы дерева, дерево как столярный материал, его виды (брус, доска, фанера, шпон и проч.).
|
|
|
| |
Знакомство с инструментами по дереву: нож, рубанок, пила, лобзик, стусло и др. Освоение навыков работы с инструментами. Техника безопасности.
|
|
|
| |
Принципы сборки деревянных деталей: склейка, шурупное, болтовое, замковое соединения. Работа дрелью, шуруповертом, отверткой, молотком, плоскогубцами.
|
|
|
| |
Изготовление подрамника из сосновой доски. Последовательность работы.
|
| 4
| 3
| |
Всего
|
|
| | |
2 курс
| |
3 семестр
| |
Тема 3. 1 «Коробка сцены».Выполнение подготовительных чертежей
| Содержание учебного материала
| 12
|
6
|
| |
Практическая работа «Коробка сцены». М 1:20 (подмакетник)
| 3
| |
Планирование работы. Выбор реального объекта для макета, обмеры, габаритные размеры. Выполнение подготовительных чертежей в М 1:100, перевод их в рабочие в М 1:20.
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся:Завершение аудиторной работы.
| |
3
| |
Тема 3. 2 «Коробка сцены».Сборка.
| Содержание учебного материала
| 12
|
| 2,3
| |
Практическая работа «Коробка сцены». М 1:20 (подмакетник)
| | |
| |
Перенос чертежей на фанерные листы, доски. Выпиливание, работа лобзиком. Отшлифовка деталей. Сборка.
|
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся:Завершение аудиторной работы.
|
| 6
|
| |
Тема 3. 3 «Коробка сцены». Декорирование коробки. Монтаж электроосвещения.
| Содержание учебного материала
|
|
| 2,3
| |
Практическая работа «Коробка сцены». М 1:20 (подмакетник)
| | |
| |
Отшлифовка деталей. Сборка. Декорирование коробки: подготовка под покраску, покраска, обтягивание тканью. Монтаж электроосвещения. Знакомство с элементами электрической цепи. Техника безопасности.
|
|
|
| |
| Самостоятельная работа обучающихся:Завершение аудиторной работы.
|
|
|
| |
| Всего:
|
|
| | |
4 семестр
| |
Тема 4.1Сценический костюм как элемент оформления спектакля
| Отличие сценического костюма от повседневного городского, народного костюма. Художественная выразительность костюма. Понятия стиля, времени, художественного направления и образа в сценическом костюме.Характеристики персонажей спектакля и возможности выразительности в сценическом костюме.
Практическая работа:схематические эскизы 3 разных стилей А4
|
|
| 1, 2
| |
Тема 4.2 Художественный образ спектакля и театральный костюм
| Правильное пластическое и технологическое решение костюма - дополнение к общему замыслу спектакля и инструмент выражения сценического персонажа для актера. Характеристики персонажей спектакля и возможности выразительности в сценическом костюме.
Практическая работа:схематические эскизы костюмов 3 разных амплуа А4
|
|
| 1, 2
| |
Тема 4.3 Структура костюма в композиционном построении спектакля
| Общее представление о композиции костюма на примерах классических постановок и лучших эскизов известных художников театра.
Работа с эскизами. Подбор изобразительного и технологического материала, подбор фактур, колорита и декора в работе над костюмами к спектаклю. Основные компоненты композиции костюма – форма, линия, пропорция, материал, цвет, ритм. Подчинение технологической разработки костюма единству цвета, пластики и фактур в художественном замысле художника. Поиски пропорциональных особенностей в исторических костюмах.
Практическая работа:эскизы 3 различных по форма, линия, пропорция, материал, цвет, А4
|
|
| 1, 2
| |
Тема 4.4Современные методы создания сценического костюма и традиции в театре
| Работа художника-постановщика с художником-технологом. Работа с эскизами – поиск и подбор фактур, цветовой палитры, определение кроя и способов отделки и обработки костюмов.
Технологическая и художественная характеристика предметов костюма для производственного задания. Определение художественной обработки костюмов с учетом пространства сцены и декорационного решения. Способы художественной обработки костюмов в условиях современного театра и старые технологии имитации тканей, кружева, кожи, меха, ювелирных изделий.
Практическая работа:схематические эскизы костюмов 3 разных амплуа А4
| 12
| 6
| 1, 2
| |
Тема 4.5Костюм Древнего мира
| Общая характеристика исторического костюма и технологии его создания в Египте, Ассирии, Греции, Риме и Византии. Драпировочный характер костюма Древнего мира. Способы обработки тканей для костюма этого времени. Виды тканей в историческом костюме и их аналоги в современном производстве.
Практическая работа:схематические эскизы костюмов Древнего мира А4
| 4
| 2
| 1, 2
| |
Тема 4.6Технология создания средневекового костюма на сцене
| Основные виды построения деталей костюма в раннем и позднем Средневековье Западной Европы и России (романский и готический костюм). Развитие формы одежды мужского и женского костюма. Декоративные элементы в костюме этого периода. Имитация вышивок, тканей, драгоценных камней и металлов театральным способом.
Практическая работа:схематические эскизы костюмов средневековья А4
| 4
| 2
| 1, 2
| |
Тема 4.7Костюм эпохи Возрождения на сцене
| Технология создания западноевропейского мужского и женского костюма. Историческое развитие кроя и конструкции в костюме аристократическом и народном. Техника исполнения имитаций драгоценных тканей, декора и кружева. Костюм в театре времен Шекспира.
Практическая работа:схематические эскизы костюмов эпохи Возрождения А4
| 4
| 2
| 1, 2
| |
Тема 4.4Технология костюма XVII века
| Стиль барокко и его отличительные особенности в костюме. Конструктивное построение мужского и женского костюма этого времени. Детали костюма и аксессуары барочного костюма. Свойства исторических и современных материалов для изготовления костюмов.
Маскарадный костюм и исторические традиции его исполнения. Технология изготовления исторического и театрального костюма XVII века. Особенности технологии русского костюма.
Практическая работа:схематические эскизы Маскарадных костюмов А4
| 4
| 2
| 1, 2
| |
| Всего
|
|
|
| |
3 курс
| |
5 семестр
| |
Тема 5. 1Выполнение макетов бутафории.
| Содержание учебного материала
|
|
|
| |
Выполнение макета для курсового проекта художественного оформления спектакля на заданную тему.Бутафория.
|
| | 2,3
| |
Выбор и выполнение эскизов сцены из спектакля на бумаге. Выполнение эскиза макета сцены к спектаклю. Закрепление навыков работы с макетным материалом, инструментами. Выполнение макетов декораций, бутафории. Монтаж подмакетника и макета оформления сцены из спектакля. Изготовление чистового макета в М 1:20.
|
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся: завершение работы с макетом бутафории.
|
|
| 3
| |
Тема 5. 2Монтаж подмакетника и макета оформления сцены из спектакля.
| Содержание учебного материала
|
|
|
| |
Выполнение макета для курсового проекта художественного оформления спектакля на заданную тему.
|
| | 2,3
| |
Выбор и выполнение эскизов сцены из спектакля на бумаге. Выполнение эскиза макета сцены к спектаклю. Закрепление навыков работы с макетным материалом, инструментами. Выполнение макетов декораций, бутафории. Монтаж подмакетника и макета оформления сцены из спектакля. Изготовление чистового макета в М 1:20.
|
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся: завершение работы с макетом декораций к спектаклю, выстраивание макетного света, подготовка к просмотру.
|
|
| 3
| |
Тема 5. 3Изготовление чистового макета в
М 1:20.
| Содержание учебного материала
|
|
|
| |
Выполнение макета для курсового проекта художественного оформления спектакля на заданную тему.
|
| | 2,3
| |
Выбор и выполнение эскизов сцены из спектакля на бумаге. Выполнение эскиза макета сцены к спектаклю. Закрепление навыков работы с макетным материалом, инструментами. Выполнение макетов декораций, бутафории. Монтаж подмакетника и макета оформления сцены из спектакля. Изготовление чистового макета в М 1:20.
|
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся: завершение работы с макетом декораций к спектаклю, выстраивание макетного света, подготовка к просмотру.
|
|
| 3
| |
| Всего
|
|
| | |
| 6 семестр
| | | | |
Тема 6. 1 Макетирование в производстве сценического костюма
| Основы макетирования и материалы для изготовления наколок на манекене. Освоение конструктивного и пластического построения костюма из нетканых материалов (лутрасил, калька, бумага и др.) с учетом специфики жанра и поставленных художественных задач. Разработка различных вариантов декора костюма.
|
|
| 2,3
| |
Тема 6. 2 Художественная обработка костюма
| Способы художественной обработки костюма в театре. Закономерности сочетания цвета и фактур в костюме. Возможности различных технологий в художественной обработке костюма. Взаимодействие различных материалов с красителями, клеями и противопожарными составами.
| 12
|
| 2,3
| |
Тема 6. 3 Технология изготовления головных уборов, обуви и аксессуаров
| Примеры производства сложных головных уборов, обуви и аксессуаров и технология их выполнения. Материалы и последовательность изготовления головных уборов, обуви и аксессуаров. Способы художественной обработки предметов сценического реквизита.Изготовления макетов головных уборов.
| 12
|
| 2,3
| |
| Всего
|
|
| | |
| | | | | |
| |
3 курс
| |
5 семестр
| |
Тема 15. Особенности технологии костюма в балете.
| Специфика кроя костюма для балета в историческом развитии Особые технологические требования к свойствам материалов изготовления костюмов. Функциональность и удобство костюма для танца.Изготовление условного макета костюма в балете
| | |
| |
Тема 16. Особенности производства костюма для кино и телевидения
| Специфика кино и телевидения, особый подход в этой сфере к производству как костюма в целом, так и его деталей. Крупный план и имитации в костюме, необходимость безупречного исполнения, обеспечивающего иллюзорное соответствие подлинным материалам.Изготовление условного макета бутафории для кино
| | | | |
Тема 17. Технология костюма для цирка, шоу-программ, эстрады и массовых зрелищ.
| Особенности моделирования костюма для большого сценического пространства. Функциональные особенности костюма для массовых уличных постановок, карнавалов и пр. Особенности построения костюма для большого сценического пространства. Возможности и сложности формообразующих конструкций, декоративного решения и элементов костюма рассчитанного на зрительское восприятие с большого расстояния. Изготовление эскиза макета костюма для цирка.
| | | | |
| |
|
| | |
| Всего
|
|
| | |
| |
|
|
|
|
| |