Использование маркетинг-микса 4P
Модель 4P
Модель 4Р – это система, которая позволяет грамотно распределить время и ресурсы, чтобы маркетинг работал на полную катушку. Модель 4Р – это аббревиатура четырех зон влияния маркетолога:
– Product (продукт);
– Price (прайс),
– Place of Sales (продажи),
– Promotion (продвижение).
Продукт – маркетолог должен определить, какой продукт (услуга) востребован на рынке, что компания может не только произвести, но и продать с прибылью. Понимание потенциального клиента поможет понять, что потребители ждут, чего им не хватает, чем они не довольны в аналогах. Маркетинг должен понимать, за решение каких проблем люди готовы заплатить деньги.
Прайс – маркетолог должен обладать знанием конкурентных предложений и уметь формулировать ценность продукта таким образом, чтобы потребители были готовы заплатить максимальную цену. Если маркетолог пытается привлекать клиентов только скидками, то стоит задуматься о его профессионализме.
Продажи – маркетолог должен влиять на место продаж. Как оно выглядит, как помочь людям быстрее найти продукт, как сориентироваться в расчетных таблицах, как сделать выбор между аналогами. Маркетолог помогает продавцам презентовать продукт или услугу. Он готовит скрипты и материалы и для продаж новым клиентам, и для дополнительных продаж существующим клиентам. В этой же зоне ответственности находится и сервис.
|
|
Продвижение – самая понятная часть маркетинг-микса. Маркетолог должен обеспечить достаточное количество обращений потенциальных клиентов.
Есть ли аналоги у модели 4Р
Система 4Р самодостаточна, хотя ее постоянно пытаются дополнить английскими словами, начинающимися с той же «магической» буквы. Можно найти комплекс из 5, 7, 10 «пи». Самое большое количество – 12P:
– Product,
– Price,
– Place,
– Promotion,
– PR (связи с общественностью),
– People (люди-покупатели),
– Personnel (персонал),
– Process (процесс покупки),
– Package (упаковка),
– Purchase (покупка),
– Physical Premises (физический эквивалент услуги),
– Profit (прибыль).
Местами встречаются и совсем узкие «пи», например, Personal selling (персональные продажи), Publicity (Публичность, Известность), Probe (Тестирование). В сумме получается 15 терминов. Однако если присмотреться, все добавленные элементы – составные части базовых 4P:
1. Product – это и Package, и Physical Premises, и Personnel (в производстве).
2. Price – это и Profit.
3. Place – это и People, и Personnel (в продажах), и Process, и Purchase, и Personal selling, и Probe.
4. Promotion – это и PR, и Publicity.
В чем суть Маркетинг-микса, зачем он нужен
Все элементы 4Р тесно переплетены друг с другом. И в грамотном маркетинге все они должны находиться под управлением одного человека. К сожалению, компании часто разделяют пирог маркетинг-микса между различными отделами, которые не имеют общего центра управления. Или подчиняются директору, у которого нет маркетинговых знаний.
|
|
– Продукт находится в ведении директора по производству или главного технолога или директора по развитию.
– Прайс находится в руках экономистов, бухгалтерии, коммерческого директора.
– Продажами руководит директор по продажам, по сбыту или снова коммерческий директор.
– Продвижением руководит директор по маркетингу, по рекламе, а то и отдел продаж.
Вывод № 1: в функции отдела маркетинга должно входить управление всеми четырьмя направлениями. Если это сложно, то отдел маркетинга должен хотя бы иметь возможность влиять на все составляющие. Иначе маркетинг-микс работать не будет.
Есть еще один важный момент применения маркетинг-микса
Обычно 4Р используют большие компании. С чего они начинают? Классическая формула дает следующую последовательность увеличения доли рынка:
– Обеспечить охват (Promotion).
– Обеспечить востребованность (Product).
– Обеспечить доступность по цене (Price).
– Обеспечить возможность купить (Place).
Однако это законы больших компаний. Но что происходит, когда малый бизнес пытается применить этот подход? Он пытается обеспечить охват с помощью массовой рекламы, прожигает все деньги и ломается.
У малого и среднего бизнеса должно быть все наоборот. Сначала обеспечить продажу через прямые контакты, а потом только договариваться о цене, индивидуальном продуктовом решении. И когда будут настроены эти процессы, начинать повышать известность на рынке. Малому бизнесу стоит придерживаться следующей последовательности:
– Обеспечить возможность купить (Place).
–Обеспечить доступность по цене (Price).
– Обеспечить востребованность (Product).
– Обеспечить охват (Promotion)