Задание 1. Проанализируйте указанное произведение

Контрольная работа

 

Задание

Подготовьтесь к выполнению контрольной работы на тему «Развитие детской литературы до ХХ века».

 

Примерные задания контрольной работы

 

Задание 1. Проанализируйте указанное произведение.

Вам будет предложено для письменного анализа одно из произведений (УНТ, сказка или лирическое стихотворение). Используйте в качестве опоры схему анализа.

Схема анализа малых жанров фольклора

1. Название жанра и его назначение.

2. Генезис жанра.

3. Система образов исследуемой формы.

4. Поэтика жанра (характеристика сюжета, композиции языковых выразительных средств).

5. Функционирование и возможности использования в практике начальной школы.

Схема анализа лирического произведения

1. Установите, сюжетным (лироэпическим) или бессюжетным (лирическим) является анализируемое стихотворение?

2. Какова его тематика? Каков лирический герой произведения? Определите средства изображения ребёнка, психологии детства. Изображение взрослых в стихах для детей.

3. «Мораль стиха» и способ ее преподнесения читателям-детям.

4. Жанровые особенности детского стиха: стихотворение – загадка, считалка, скороговорка, азбука, сказка, колыбельная песня, беседа и др.

5. Художественно-изобразительные формы стиха: акростих, визуальная поэзия.

6. Анализ художественного мира детской поэзии. Выразительные средства: эпитет, сравнение, метафора, синекдоха, олицетворение, контраст, аллитерация, ассонанс, гипербола, неологизмы, переосмысление идиом и др. Игра звуков, слов, значений. Способ рифмовки. Ритмическая организация стиха. Каламбур и нонсенс как средство создания юмористических ситуаций. Детская речь и детское восприятие мира как приемы художественной выразительности.

7. Поэтическая интонация: доброжелательность, поучение, насмешка, ирония, хитрость, превосходство, драматизм, лукавство, боль или радость бытия, сострадание и др. Умение поэта смотреть на мир глазами ребёнка.

8. Пафос детских стихотворений: гражданский, лирический, моралистический, юмористический, «философский» и др.

 

Схема анализа народной сказки

1. Относится ли данная сказка к группе сказок с «бродячим сюжетом»? Приведите примеры из сказочного эпоса других народов, подтверждающие мысль о том, что анализируемая сказка относится к сказкам с «бродячим сюжетом».

2. Определите вид (тип) сказки, обратив внимание на форму вымысла, образную систему сказки (герои главные и второстепенные, роль каждого героя в раскрытии содержания сказки. Герои-маски в сказках о животных.

3. Подтвердите наличие существенных признаков, характеризующих отдельный тип сюжета: в сказках о животных – кумулятивность, комизм сюжета, мораль; в сказках волшебных – чудесное действие, волшебные предметы, волшебные помощники, волшебные герои; в бытовых сказках – наличие социальной сатиры, в авантюрных - комизм положений и образов, в докучных сказках – повторяемость сюжета.

4. Дайте анализ архитектоники сказки, выделив и объяснив имеющиеся в наличии присказку, зачин, основную часть, концовку (исход). Особое внимание обратите на основную часть, показав, что собою представляет сюжет сказки, в каком направлении он развивается, что движет сюжет, какую роль в сюжете волшебной сказки играет функция временной отлучки героя, запрет, нарушение запрета, испытание, награждение.

5. Дайте анализ художественного мира сказки, указав на его особенности и объяснив, как развивается художественное время в сказке, определяется художественное пространство. Выявите постоянные стилистические формулы, ретардацию как способ указания на длительность действия, портретные описания героев, средства обрисовки их характера, указания на возраст. Найдите другие выразительные художественные приемы, свойственные данному тексту.

6. Определите нравственную проблематику сказки, «урок добру молодцу».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: