Проблема – когда имеющихся знаний недостаточно для достижения поставленной цели и поэтому необходимо эти знания расширить.
Проблемной ситуацией - осознание противоречия между уровнем познания и объективными требованиями к нему
Научные проблемы являются выражением объективной «потребности в знаниях».
Необходимо различать две группы проблем:
1. «Недостаток знаний» может быть восполнен путем заимствования сведений у других лиц, групп, в других научных областях и т. д.
2. «Дефицит знаний» не может быть восполнен путем заимствования сведений у других лиц, групп и т. д., и неизвестен алгоритм, могущий служить этой цели. В таком случае проблема является выражением объективного «недостатка знаний».
Проблемы являются как результатом, так и необходимым элементом развития науки.
Чтобы соответствующая проблема могла стимулировать научное исследование, она должна:
1. Быть «подлинной», то есть научно-объективной проблемой.
2. Быть прагматичной, то есть позволять хотя бы предположительно сказать заранее, что решение данной проблемы имеет значение для практики или теории.
|
|
3. Служить дальнейшей разработке практики или теории, то есть отвечать на вопрос: возможна ли дальнейшая разработка без решения поднятой
Этапы формулирования проблемы
Научный «познавательный акт» или процесс познания (процесс исследования) начинается не с формулирования проблемы, а с осознания проблемной ситуации.
Проблемной ситуацией - осознание противоречия между уровнем познания и объективными требованиями к нему.
Фиксация - определение содержания проблемы.
Итак, благодаря фиксации проблемы происходит, с одной стороны, дальнейшее сужение прежней проблемы - отбор частного множества ее элементов - и, с другой стороны, более или менее окончательная фиксация структуры проблемы, а также ее типа или типов.
Если фиксированная проблема положена в основу научного исследования, то она, как правило, подвергается дальнейшей конкретизации.
Целью постановки проблемы является разрешение содержащегося в ней противоречия научными средствами и методами. Решение проблемы происходит путем выработки истолкования проблемы (гипотеза) и ее научной проверки.
ЭТАПЫ:
1. Осознание проблемы
2. Уточнение проблемы
3. Фиксация проблемы
Структура проблемы
Поставленная проблема должна пониматься однозначно в отношении структуры ее элементов и расчленяться на них.
Основа структуры проблемы всегда состоит из:
1. проблемного объекта;
2. проблемных условий;
3. проблемной цели.
Главное – метод декомпозиции, при котором проблема раскладывается на подпроблемы и рано или поздно выявляются существенные и не существенные проблемы, при котором первые решаются.
|
|
Цели и задачи социологического исследования
Основные задачи соответствуют цели исследования. Неосновные ставятся для подготовки будущих исследований, решения методологических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой и т. д..