Введение в литературоведение: Учебное пособие. Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек

Портрет персонажа — описание его наружности: лица, фигуры, одежды.Главный интерес к человеку в литературе сосредоточен не на его внешнем облике, а на особенностях его внутреннего мира. Но в тех произведениях, где портрет присутствует, он становится одним из важных средств создания образа персонажа, поскольку внешность человека отражает его внутренний мир. Наблюдаемое в жизни соответствие между внешним и внутренним позволяет писателям использовать наружность персонажа при создании его как обобщенного образа. Персонаж может стать воплощением одного какого-либо свойства человеческой натуры: это свойство диктует способ его поведения и требует для него определенной внешней выраженности.

Художник-живописец, работая над портретом, пишет его с натуры, заботясь о сходстве с оригиналом. Для писателя «оригиналом» служит не отдельный человек, а общие, существенные свойства людей, как универсальные, так и присущие людям определенного типа, характера, поколения.

Подобно тому как автор создает для своего героя такие жизненные положения, в которых его характер выразится наиболее ярко, так и, рисуя его внешность, он выбирает детали, которые дадут наиболее ясное представление о нем.

Место и роль портрета в произведении, как и приемы его создания, разнятся в зависимости от рода, жанра литературы. В драме автор ограничивается указанием на возраст персонажей и общими характеристиками свойств поведения, данными в ремарках; все остальное он вынужден предоставить заботам актеров и режиссера. Драматург может понимать свою задачу и несколько шире: Гоголь, например, предварил свою комедию «Ревизор» подробными характеристиками действующих лиц, а также точным описанием поз актеров в заключительной — «немой» — сцене.

В лирике важно не столько воспроизведение портретируемого лица в конкретности его черт, сколько поэтически обобщенное впечатление лирического субъекта. Лирика максимально использует прием замены описания наружности впечатлением от нее, характерный и для других родов литературы. Такая замена часто сопровождается употреблением эпитетов «прекрасный», «прелестный», «очаровательный», «пленительный», «несравненный» и др. Поэтическая трасформация видимого в область идеальных представлений автора и его эмоций часто проявляется в использовании тропов и других средств словесно-художественной изобразительности. Материалом для сравнений и метафор при создании поэтического портрета служит красочное изобилие мира природы — растений, животных, драгоценных камней, небесных светил. В целом эти приемы очень устойчивы — от «Песни Песней» до поэзии новейшего времени.

Иерархии канонических жанров литературы соответствуют принципы портретизации.

Внешность персонажей высоких жанров идеализирована, низких (басен, комедий и др.), напротив, указывает на разного рода телесные несовершенства. В изображении комических персонажей преобладает гротеск; это определяет выбор черт портретируемого. Если автор идеализирующего портрета выбирает «чело», улыбку и обязательно глаза — «вместилище души», то автор комического — живот, щеки, уши, а также нос.

Предметная изобразительность в произведениях эпического рода в большей степени, чем в лирике, основана на свойствах самих изображаемых явлений. Черты внешности и способ поведения персонажа связаны с его характером, a также с особенностями «внутреннего мира» произведения со свойственной для него спецификой пространственно-временных отношений, психологии, системы нравственных оценок.

Персонаж ранних эпических жанров — героической песни, сказания — представляет собой пример прямого соответствия между характером и внешностью. И то, и другое гиперболизировано. Персонажам свойствен и определенный тип поведения: величественность поз и жестов, торжественность неторопливой речи. Прямого описания внешности богатыря не дано: о ней можно судить по его действиям. К тому же предполагается, что он хорошо знаком слушателям; черты его неизменны. Противник героя, напротив, внешне описан (если только он поддается описанию).

Персонажи волшебной сказки столь же внутренне несложны, как и герои эпоса. Но если там царит дух далекого героического прошлого, то здесь — атмосфера чудесного и исключительного. Героиня — «красна девица», о которой «ни в сказке сказать, ни пером описать». Возможна конкретизация ее внешности. О красоте героя не говорится, но она подразумевается. Характерна образная емкость сказочных формул, несущих в себе зачатки портрета: «конек-горбунок», «серый волк», «баба Яга костяная нога».

Итак, художественной литературе на протяжении долгих веков было свойственно изображение персонажей по определенным канонам и образцам. Общее в значительной мере преобладало над индивидуальным. В средневековье стремление к художественному абстрагированию было вызвано желанием видеть в явлениях земной жизни символы и знаки вечного, духовного. В летописях и хрониках отсутствует описание отдельных лиц. Отчасти оно возмещается миниатюрами, иллюстрирующими повествование. Лица на них не индивидуализированы, что объясняется не только свойствами стиля, в котором обозначение преобладало над изображением, но и свойствами мировоззрения средневекового художника, для которого было важно общее, а не различия. Персонажи житийного жанра, «украшенные» благочестием, смирением и другими добродетелями, в то же время почти бестелесны (за исключением редких вкраплений чувственно-предметных деталей). Отсутствие конкретизации здесь художественно значимо: оно способствует тому, чтобы житийный персонаж был поднят над обыденностью, служил созданию «торжественной приподнятости и религиозно-молитвенного настроения»

В создании портрета персонажа ведущей тенденцией вплоть до конца XVIII в. оставалось преобладание общего над индивидуальным. От античного и средневекового романа до просветительского и сентиментального преобладала условная форма портрета с характерными для него статичностью описания, картинностью и многословием. Изобразив внешность персонажа в начале повествования, автор, как правило, больше к ней не возвращался. Что бы ни пришлось героям пережить по ходу сюжета, внешне они оставались неизменны.

Характерной чертой условного описания внешности является перечисление эмоций, которые персонажи вызывают у окружающих или повествователя (восторг, восхищение и т. п.). Портрет дается на фоне природы.

Наглядность, зрительная определенность, пластичность на протяжении веков считались необходимым условием словесного изображения. От античности до XVIII в. господствовала мысль о тождестве приемов изображения поэзии с живописью. Для обозначения пластики движущихся фигур существовало понятие «фации» — красоты в движении. Лессинг в трактате «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» (1766) подверг решительному переосмыслению роль пластического изображения в литературе. Он призвал поэтов отказаться от соперничества с живописцами и использовать преимущества литературы как искусства слова, способного прямо проникать во внутренний мир человека — мысли, чувства, переживания — и показывать их «не в статике, а в динамике, в изменении и развитии». Трактат Лессинга способствовал тому, что «непластические» начала в литературе стали осмысляться как первостепенные. Это знаменовало переход от статичности и нормативной заданности характеров к изображению их в движении самой жизни, что получило наивысшее развитие в литературе реализма XIX в.

Однако не все писатели отказались от соперничества с живописцами. Сторонники взгляда на литературу как на «искусство пластического изображения посредством слова» встречаются не только в XIX, но и в XX в.,— как и его противники.

В литературе XIX в., представляющей разнообразие способов и форм рисовки внешности персонажей, можно выделить вместе с тем два основных вида портрета: тяготеющий к статичности экспозиционный портрет и динамический, переходящий в пластику действования.

Экспозиционный портрет основан на подробнейшем перечислении деталей лица, фигуры, одежды, отдельных жестов и других примет внешности. Он дается от лица повествователя, заинтересованного характерностью внешнего облика представителей какой-нибудь социальной общности. Его близкий предшественник — экспозиционный портрет в произведениях В. Скотта, Ф. Купера и др., возникший как результат интереса романтиков к историческому прошлому и к жизни иноземных народов.

Так описывались персонажи у представителей русской «натуральной школы» 1840-х годов —мелкие чиновники, мещане, купцы, извозчики и др., которые стали изучаться как социальные типы. Все в них должно было выдавать принадлежность к той или иной социальной группе: одежда, манеры, способ поведения, даже лицо, фигура, походка. Такой портрет сыграл выжную роль для набирающего силу реализма. Но исследовательский интерес «натуралистов» не проникал, как правило, внутрь индивидуального сознания портретируемого; предельная овнешненность ставила порой изображаемый тип на грань комического. Это вызвало резкое несогласие как читателей, так и некоторых писателей.

Более сложная модификация экспозиционного портрета — психологический портрет, где преобладают черты внешности, свидетельствующие о свойствах характера и внутреннего мира. Так часто изображались представители русской дворянской интеллигенции. Пример — портрет Печорина в «Герое нашего времени».

В литературе середины XIX в. прочное место занял развернутый экспозиционный портрет, в котором описание внешности переходит в социально-психологическую характеристику и соседствует с фактами биографии героя, о чем свидетельствует творчество Тургенева, Гончарова, Бальзака, Диккенса и др.

Другой тип портрета — динамический — находим в творчестве Л. Толстого, Достоевского, Чехова, где индивидуально-неповторимое в героях заметно преобладает над социально-типическим и где важна их вовлеченность в динамический процесс жизни. Подробное перечисление черт наружности уступает место краткой, выразительной детали, возникающей по ходу повествования. Лаконичный прообраз такого портрета дает проза Пушкина.

Создание портрета через впечатления других персонажей способствует его художественной цельности. В литературе изображение дается не «сразу», а по частям, одна черта за другой, что рассеивает образ, а не концентрирует его. Цельность облика особенно важна для литературы как для временного искусства, где герой показан в изменении и развитии. Повествование в романе нередко начинается с детства и юности и заканчивается зрелостью или старостью героя. История жизни героя включает в себя и историю «внешнего человека».

Герой «движется» не только в сюжете романа, но и в восприятии читателя. «Зримая» сторона изображаемого мира не представляет в произведении непрерывного целого, а возникает временами, как бы «мерцая» сквозь ткань повествования. Каждое новое появление героя что-то добавляет к тому, что уже известно о нем.

Важной составляющей внешности персонажей является их костюм. Крестьянская одежда, чиновничий мундир или ряса священника уже отчасти характеризуют их носителей. Не меньшее значение может иметь и домашний халат, если речь идет об Обломове. Кроме того, одежду ещё и оценивают. Перемена одежды часто означает перемену положения ее носителя, а также изменения в сознании, часто необратимые.Способность костюма и его деталей нести большую смысловую нагрузку основана на том, что он является одновременно «и вещью, и знаком». В функциях костюма отражаются «эстетические, моральные, национальные взгляды его носителей и интенсивность этих взглядов. Возможно и эротическое значение.

Открытия реализма в области словесно-художественного портрета не отменили поисков новых форм. В творчестве писателей рубежа XIX—XX вв. заметно возрастает субъективное начало. В произведениях символистов конкретная деталь утрачивает свой чувственный характер, становится знаком соответствия с миром невидимого, абсолютного.

И в то же время рубеж веков отмечен небывалым расцветом пластических начал образности в творчестве И. Бунина, Б. Зайцева и др. Это объясняется не только усвоением достижений реализма XIX в., но и художественными открытиями импрессионистического метода, усиливающего роль субъективного впечатления, фиксирующего неповторимое, ярко запоминающееся.

Среди писателей XX в. не много найдется последовательных сторонников пластического изображения (В. Распутин, В. Астафьев и др.). «Современный читатель с двух слов понимает, о чем идет речь, и не нуждается в подробном внешнем портрете...» — отмечает В. Шаламов.

Общую эволюцию изображения «внешнего» человека в литературе можно определить как постепенное освобождение его от нормативной заданности, движение к непосредственному самопроявлению и живому контакту с жизнью. Этому освобождению сопутствует переход от многословия к краткости, от перечисления деталей статичной фигуры к экспрессии отдельных выразительных деталей, фиксации душевных состояний, связанных с конкретной, единичной ситуацией. От условного портрета классицизма, через портрет-характеристику — к портрету как средству проникновения в мир чувств и сознания неповторимой личности.

Барахов.

Специфика жанра литературного портрета: обращённость к индивидуальности опр лица,соответствия создаваемого образа оригиналу, живой натуре, которая воспринимается как худ целое, завершённый сюжет. Духовный мир личности отражается в мышлении, проявляющимся в характере, манере поведения, языке, биографии, творч деятельности.

Главное отличие портрет от реал человека: воспроизводимая в лит портрете модель всегда заключает субъект представление о человеке.

Лит портрет как жанр обязан появлению портрета в живописи, общность восходящая к конкретно образному восприятию живой натуры. Лит портрет отличается большим жанровым разнообразием и многозначностью.

Термин портрет происходит от старофранцузского слова, означающего изображение оригинала черта в черту. Оно восходит к латинскому гл- извлекать наружу, обнаруживать.

Портрет используется не только в искусстве, но и в гум науках, где образ реального человека служит для постановки и решения специальных проблем(социологический портрет, лингвистичесикий, речевой портрет).

Т.об. Портрет- специфическая облость познания человека, связанная с образом конкретного индивидуума по содержанию и форме.

В портрете человек выступает не только, как объект изображения, но и как субъект, в портрете раскрывается отношение человека к человеку, это связывает субъект и объект в нечто целое, худ творение.

Самое существенное в портрете- повествовательное начло(без него теряет общественно-познавательную функцию).

Специфика жанра не исключает постановку вопроса об эстет идеале. Аристотель: объективная правда не противоречит идеализации характера.

Убеждение о необходимости идеализации сохраняется в последующих эпохах, это способствует тому, что история портрета тесно связана с историей эстетики.

Признание портрета в заподноевропейской литературе относится только к 17 века и связано с именем французского писателя Жана де Лабьрюейра Итерес к живой модели обусловлен интересом морально-философским проблемам чел бытия. Средства выражения в лит того времени: характеры, моральные сентенции максимы или афоризмы. Лаюбьрюейр наполнил форму бессюжетного повествования разнообразным социально-психологическим содержанием и узаконил как новый жанр. Далее личность автора становится объектом самонаблюдения. Дальнейшее развитие жанра портрета связано с развитием реализма.

Русская литература. Эстетические воззрение Белинск и Черн: худ обр чел- не копия, а отраж сущностного смысла. Реализм утверждает новый образ человека адекватный человеку в реальной действительности, но портрет не перестаёт быть средством её преобразования. Повышенный интерес к внешнему облику, «дрязгам жизни», в кот находили возможности для соц-псих характеристики. В Мёртвых д портрет служит раскрытию общего замысла(противопоставление толстых и тонких). Портрет-характеристика превращается в портре-биографию, портрет судьбу(увеличение повествовательного начала, детализация раскрывает авторскую концепцию образа).

Портрет-анлиз распщепляется на множество деталий отражающих процесс внутренней жизни индивида

Создание лит портрета- акт худ обобщения, отбор, объединение и компоновка разрозненных наблюдений и впечатлений в органическое целое. Цель- раскрыть гармонию внешнего и внутреннего в чел, единство личности. Понимание реальной личности как худ целого

Специфика худ обобщения

Лит портрет как жанр мемуарно-биографической прозы. Мемуар литература складывается из двух начал мемуарного и автобиографического(взаимодейств автора и изобр лица). Портрет как результат взаимодействия этих начал.

Автор-актив нач, структуро обр роль, объед изобр с оцениванием(поступков,мыслей и т.д), портретист размышляет о человеке, поэтому в портрет характеристике чусвтуется «я» художника.

Создание у читателя иллюзии непосредственного общение с изоброжаеммы через худ средства и приёмы

Раскрытие человеческой сути в эпизодическом и бытовом. «Конкретно бытовая подробность» сообщает лит портрету физическую ощутимость и наглядную убедительность, по-новому освещает характер. Такие детали-важные структурные элементы, кот компонуются в границах установ образом, сообразно логике образа.

Лит. Портрет как бы досказывает не досказанное, раскрывает малоизвестное, делает известный образ более живым. В то же время он очищает образ реального человека от условности, сообщаемой образу наслоениями разноречивых талкований.

Лит силуэт. Более эскизен менее самостоятелен по своему значению, ему свойственна чёткость словес рисунка ясность и определённость контуров, связан с фоном, приметами времени, истории.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: