Поэтика русского романтизма. Ю В Манн

Внешность центрального персонажа. Особой постановке центрального персонажа отвечает уже сам характер ввода его в проведение автором, обычно появлению персонажа предшествует авторский вопрос.(Байрон:кто на коне сквозь мрак летит?но кто громит корнифский вал).Подобные вопросы преследуют цель выделить персонажа, как лицо резко возвыщающееся над другими.

Что касается самого портрета, то он чаще всего составляется описанием следующих элементов: чела(бледное, прорезанное морщинами, нахмуренное), волос(черные, густые, контраст с челом), глаз(взгляд гордый, огненный, властный, проницательный), улыбки(язвительной, надменной), смеха.+подвижность лица, подчас сосредоточенность на глкбоеом переживании=внешний облик остав. впечатление силы, резкой дисгармоничности, незаурядности.

В русской поэме в самой тональности описания этих элементов обнаруживается интересное различие. Печаль рядом с пасмурностью и робость рядом с дикостью(Чернец у Козлова), «унылость» печаль нсмотря на активный характер перс.(Портрет Вайнравсокого), гнев и слёзы. Массовая романтическая поэма 20-30 г не только подхватывает этот контраст, но и утрирует его, расслабляя мрачную энергию байроновского портрета.(появ голубые глаза, волосы ложащиеся как шёлк, герои часто плачут).

Тем не менее рус ром поэма вовсе не стирает в портрете центр перс печать его превосходства над др люд, превосходство фиксируруется в такой детали портрета как чело(изборождённое морщинами, рукой судьбы начертано высок преднознач перс.)Параллелизм гора-чело(заволакивается облаками дум, изрезывается складками морщинами).

Широкое распростран и др параллелизм душевн переживания- буря в природе.

Иногда печать высокости достигается и вне принятого в ром поэме кругапримет

Выводы: рус поэма сохран печать высокости и значительности перс, но смягчает её за счет деталей психолог, сентиментал плана.

Трыков.

Проблема определения специфики литературного портрета как жанра.Д. Джонстон специфика лит портрета и его место в системе биографических жанров: портрет- разновид биогр очерк. Жанр признаки:

Установка на обрисовку индивидуальности того или иного лица.

Образный способ реконструкции.Использование повествовательных биогр эпизодов в целях воссозд характера перс(подчин повест элемента описательному). Краткость повествования.Большая по сравн с биографией субъективность.

Минусы: не ясно: Что такое индивидуальность?; Дж рассмотр лит портрет исключительно в системе биогр жанров, игнорируя его связь с лит критикой и худ-публицист жанрами.

В. С Барахова о худ-документальной природежанра лит портрета: основ цель художник- созд худ образа, за кот угадывается мир отдельной личности, её жизнь, биография, преломлен через призму восприятия художника. Основная структур особенность: «мозаичность», роль детали, субъективность понимания в отчётливо выраженной авторской позиции. Однако это характер не только портрет но и люб биогр жанр.(В целом автор говорит о том, что место лит портрета в системе жанров чётко до сих пор не определенно, его специфика полностью не раскрыта)

Генезис лит портрета в лит критике Сент-Бёва

Выделение словесного портрета в самостоятельный жанр в 17 в рамках светской культуры. Состав словесных портретов- форма развлечения, лит форме запечатлить свои черты и черты друзей.(салонный портрет). Разновидность с п - портрет с ключом, психолог ребус-отыскать под маской подлинный прототип(известн люди)Объект изображения- чел не как личность, а как носитель опр характер черт кружка, салона, полож в соц иерархии.

Жанр лит портрета в 19 столетии в лит Сент-Бёва. Причины: тенденции характер для романтического сознания-крушение нормативной классицистической эстетики, усиление индивидуалист начала.

Лит критика из нормативной(судить произвед исходя из принятых норм) в интерпретативной(проникнутб в эстетику автора)

Создание лит портретов для С-Б неудовлетвор современ лит кртитики находящейся под влиян нормативности.

Субъект предпосылки:Лит портрет-выражение лич пережив С Б с оттенком объективности, допущение субъективности природой жанра в оценочности по отношению к модели (ром содерж в классицист форме), раскованность и пластическая выразительность в рамках классицист строгости.

Объект предпосылки: рост образованных читателей, распростран периодическ лит издан, романтич культ творческ личности.

Отличие от салон портрета большое нач повест элемента личность в процессе её становления

Лит портрет синтез лит критики, публицистики и мемуаров.В основ развития жанры биография(впечатлен от лич встреч с моделью ка материал, соедин обрахности с истор документал основой), академ речь(создать обр творч личностиПоиск нового метода в лит критике:Изучение писателя в связи с обстоят жизни, увидеть чел в поэте. Сделать читателя участником свободной и доброжелательной беседы о писателеХарактер признаки лит портрета: ослабление сюжет напряжённости, увеличение повест элемента, лаконизм, соотнесение факт биогр писателя с этапами его творч.

Жанр литературного портрета в русской литературе второй половины XIX века: генезис, поэтика, типология. Марина Уртминцева, 2005

Русскую литературу второй половины XIX века характеризует начавшийся еще в 40-е годы процесс формирования новых эпических жанров, в которых отразилась смена типа художественного мышления писателей названной эпохи. Романтическую поэму и повесть в литературном процессе уверенно сменяет роман, а физиологический очерк становится своеобразной творческой лабораторией, в которой решается вопрос о синтезе документального и художественного начал, ставший актуальным для русской литературы названного периода.

Расширение социальных горизонтов литературы и развитие жанра очерка создали условия для дальнейшего развития жанра романа, стали стимулом к появлению произведений мемуарно-биографической литературы, первых опытов в жанре литературного портрета, вырабатывающего свои способы создания характера человека. Литературный портрет органично вписался в жанровую систему русской литературы. Первые образцы нового жанра появляются в творчестве писателей второй половины XIX века -И.С.Тургенева, Н.С.Лескова, В.Г.Короленко, подготавливая почву для расцвета жанра в творчестве М.Горького.

Литературный портрет о писателе, созданный художником слова, представляет собой произведение, в котором факт реальной биографии «переплавляется» творческой фантазией автора. В жанре литературного портрета представлена концепция характера героя, выстраивается образ его судьбы, подобно тому, как это происходит в жанре романа. Очерковая традиция в становлении нового жанра является не менее плодотворной: она сказывается в активизации образа автора, внутренний мир которого также является объектом изображения. Жанр литературного портрета представляет собой явление межжанрового синтеза романа и очерка, в результате которого реальность воспоминания становится реальностью художественной.

Интенсивный процесс обновления «старых» жанров и появление новых сопровождается перестройкой художественного целого, которое функционирует как система. Все составляющие литературное произведение компоненты, подчиняясь общим законам литературного развития, испытывает на себе влияние как внелитературных, так и внутрилитературных факторов.

в пределах художественного целого в русской литературе середины XIX века происходит существенная перестройка. Она свидетельствовала о значительных изменениях в отношениях человека и окружающего его мира и была в известной мере обусловлена тем, что во второй половине XIX века интенсивно шел начавшийся еще в 40-е годы процесс активного включения фактов реальной действительности в сферу художественности.

Одним из важных результатов данного процесса стало изменение принципов повествования в эпических произведениях, выразившееся в перестройке отношений «автор- произведение -читатель». Способы обозначения авторской позиции приобретают все более опосредованные формы, что вызывает изменения не только в структуре повествования, но и расширяет функциональные возможности отдельных компонентов художественного произведения.

Одним из таких компонентов является портрет, анализ которого показал, что он значительно расширил свою роль в структуре художественного произведения.

Портрет в очерковой и «рассказовой» прозе 40-50-х годов приобретает смыслопорождающую функцию. Это связано с возрастающей ролью повествователя. Подвижная точка зрения автора-повествователя мотивирует переход от одной сюжетной ситуации к другой, соединяет несколько стилевых пластов высказывания. Автор конструирует создаваемый им образ человека, используя разные возможности закрепления визуального впечатления, соединяет в нем описание черт внешности и характеристику поведения персонажа. Портрет становится способом обнаружения индивидуально-неповторимого в изображаемом человеке, и в то же время типического, свойственного человеку и за пределами определенной ситуации. Эта тенденция портретирования подтверждается контекстом русской живописи и графики 40-50-х годов. Следующий этап эволюции портрета- расширение его функции в русском романе 50-60-х годов XIX века.

В художественном мире романа портрет осуществляет связь между повествователем и персонажем. Точка зрения автора проявляет себя в различных функциях представления внешности героя, наиболее продуктивными из которых являются: собственно портрет - изображение внешности персонажа с точки зрения повествователя, визуальный образ, передающий точку зрения «другого» (или «других»), а также портретная характеристика, складывающаяся из со- или противопоставления «точек съемки» повествователя и «другого». Портретная характеристика и визуальный образ человека приобрели в романе функции мотивировки поведения персонажа и «другого» в пределах сюжетной ситуации; выражения позиции автора-повествователя; аргументации развертывания способа повествования.Так, портрет выполняет функцию «параллельного» сюжета в романе «Отцы и дети».

Портрет в русском романе второй половины XIX века выполняет важную роль в организации повествования. Портретная характеристика становится отражением сложившегося типа взаимодействия между автором, повествователем и созданной в произведении системой персонажей.В каждом из названных видов изображения внешности героя раскрывается его внутренний мир, нравственный потенциал, содержится прямая или опосредованная оценка персонажа автором. Портрет в русском романе приобретает функцию знака, несущего в себе не только информацию о герое, но и о произведении в целом. Вместе с тем, портрет в романе оказывается звеном, которое связывает художественный текст и окружающий его реальный мир, осуществляя путем возбуждения определенных зрительных ассоциаций контакт между автором и читателем.

Анализ художественных форм портрета свидетельствует о том, что многие визуальные образы героев русской литературы созданы в расчете на активность читательских ассоциаций, включающих в себя различные способы интерпретации художественного текста, в том числе и живописный контекст, который расширяет смысловое поле образа и всего произведения в целом. Портретная характеристика героев постепенно «освобождается» от выполнения чисто служебной, «описательной», репрезентативной роли и становится, наряду с другими элементами художественной структуры, конструктивным элементом повествования, несущим в себе информацию о жанровой модификации произведения.

Портрет является моделью мира, отражающей авторскую концепцию созданного характера, и в мемуарах писателей. Повествование в них мотивировано логикой авторского замысла, которая определяет характер отбора и художественной аргументации реальных фактов действительности, так как предметом изображения в воспоминаниях, в отличие от романа, является внутренний мир повествователя. Реальность для мемуариста - это прежде всего реальность воспоминания.

Поэтому портрет изображаемых в мемуарах лиц чаще всего выступает в форме визуального образа, зрительного впечатления, взаимодействуя в этой ипостаси со сложной системой смысловых кодов произведения, с одной стороны, и с творческим воображением читателя, с другой. На пересечении контекстов биографии, судьбы, творчества мемуариста, времени, в котором он жил, следует искать «грамматические правила» создания «языка» литературного воспоминания. В писательской мемуаристике вырабатывались типы повествования, готовившие почву для формирования нового художественно-публицистического жанра - литературного портрета.

Так, в воспоминаниях Тургенева визуальный образ Пушкина помещен в контекст судьбы мемуариста и соотнесен с фактами его собственной биографии, а его мимические портретные «эскизы» выполняют функцию архитектонических «арок» очерка.

Художественная реальность мемуарного жанра создается на основе иного типа отношений между реальной судьбой портретируемого и ее интерпретацией автором воспоминаний. Реальный факт биографии героя мемуарного повествования включается в систему кодов (контекст творчества портретируемого, контекст произведений автора мемуаров, контекст личности читателя и т.д.), которая и определяет способ его создания. Факты реальной судьбы личности преломляются сквозь призму их оценки мемуаристом.

Таким образом, изучение портрета как функции повествования в мемуарно-биографическом жанре дает основание рассматривать его не только как элемент характеристики персонажа, как способ выражения авторской оценки изображаемого, но и как мотив, из которого вырастает сюжетная ситуация воспоминания. Индивидуальная неповторимость и уникальность личного впечатления автора мемуаров окажется важнейшим аргументом для создания собственной концепции характера портретируемого и создаст «условия» формирования нового жанра - литературного портрета.

Литературный портрет представляет собой жанр, который характеризуется особым типом повествования, соединяющим в себе биографическое и автобиографическое начала. Важным признаком формирующегося жанра является особое биографическое время, образ которого необходим мемуаристу для раскрытия характера портретируемого лица. Оно воплощается в сообщаемых автором воспоминаний фактах биографии героя и определяет характер реализации замысла, движущегося от конкретного факта к обобщающей мысли о нем. Горький, кстати, обращался в литературном портрете Толстого к размышлением о его творчестве.

Аргументы основной типологии жанра лит. портрета: конфликт, основанный на несовпадении точек зрения автора-повествователя и других на «предмет» изображения; сюжет, развертывающий концепцию характера героя, который оказывается «больше» или «меньше» своей судьбы; композиция, отражающая ориентацию повествования на определенную модель художественного или публицистического жанра.

внутренняя мера формирующегося жанра литературного портрета складывается в процессе внутренней перестройки отношений между составляющими его компонентами. Исходной сюжетной ситуацией литературного портрета, в отличие от публицистической статьи, эссе, очерка творчества писателя, является ситуация непосредственного общения, контакта, поэтому образ визуального впечатления, выполняющего функцию изображения внешнего облика персонажа, является необходимым элементом его содержания.

Важной особенностью повествования в литературном портрете является наличие в нем нескольких контекстов - судьбы, творчества, времени, которые являются «местом» пересечения биографического и автобиографического начал в этом жанре. Мемуарист создает собственную концепцию характера личности, идет от факта к его художественному осмыслению, поэтому соединение принципов романного и очеркового мышления в литературном портрете представляется нам художественно закономерным явлением.

Литературный портрет как особая разновидность очеркового повествования испытывает в процессе своего становления влияние изобразительного искусства, в свою очередь оказывая прямое и опосредованное воздействие на портрет как жанр в русской живописи второй половины XIX века.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: