Особенности организации учебной деятельности учащихся. Основные принципы и подходы к изучению курса «Литература» в 9 классе

Содержание

Введение………………………………………………………………………………

Основные принципы и подходы к изучению курса «Литература» в 9 классе………………………………………………………………………………..

1. Концепция курса

2. Планируемые результаты изучения предмета

3. Особенности организации учебной деятельности обучающихся

4. Методические рекомендации по педагогическому проектированию каждого раздела курса

5. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся

6. Рекомендации по использованию электронных учебных материалов

7. Особенности формирования ИКТ-компетентности учащихся на уроках литературы

8. Методика оценки образовательных достижений обучающихся

9. Предупреждение социально-педагогических рисков

Содержание курса..........................................................................................

Примерное тематическое планирование......................................................

Примерное поурочное планирование..........................................................

Контрольные измерительные материалы..................................................

 

 

Введение

 

 

Основные принципы и подходы

К изучению курса «Литература» в 9 классе

 

Концепция курса

Учащиеся 9-х классов в условиях сформированного познавательного интереса способны самостоятельно выявлять закономерности, существенные стороны изучаемого явления, делать выводы и обобщения. Поэтому в основе программы 9 класса лежит формирование представления о литературе как о процессе: определение истоков и основных этапов развития мировой литературы как особого способа познания и отражения действительности, установление связи между литературой разных стран и народов. В центре рассмотрения остаётся отечественная литература, в которой проявляются особенности национального характера и мировоззрения. Д.С. Лихачев говорил: «Русской литературе… тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литературы французская, английская, немецкая…» Самобытность и уникальность русской литературы проявляется в полной мере, если мы наблюдаем за её развитием, сопоставляем её с литературой других народов, рассматриваем взаимодействие и взаимовлияние литератур.

Создание специальных проблемных ситуаций в программе 9 класса уступает место созданию условий для самостоятельного выявления учащимися возможных познавательных противоречий и поиска пути их разрешения.

Цели и задачи каждого этапа формирования познавательной компетенции достигаются осознанием и усвоением актуального для данного этапа понятийного аппарата (когнитивная, эстетическая и теоретико-литературная концептосферы). При этом понятия, вводимые на одном этапе, поддерживаются и углубляются на последующих. Понятийный аппарат 9 класса: основные литературные направления, традиция и новаторство, стиль; процесс жанрообразования в литературе; мотив; авторские (в том числе лирические) отступления.

 

2. Планируемые результаты изучения предмета [1]

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

• осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

• восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

• обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

• воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

• развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

• овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе в 9 классе:

• выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);

• определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);

• объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);

• анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);

• выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

• пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;

• представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

• собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему;

• выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

• представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);

• выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

• ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.).

 

Планируемые результаты изучения литературы в 9 классе конкретизированы применительно к каждому разделу программы (табл. с 49 – 95).

 

Особенности организации учебной деятельности учащихся

Изучение творчества писателя построено в учебнике по следующей методической модели:

· дается небольшой учебный текст, содержащий биографическую информацию о писателе. Текст сопровождается послетекстовыми заданиями, актуализирующими основную содержательную информацию;

· включается небольшой предваряющий художественное произведение учебный текст. Он содержит историко-культурную информацию, позволяющую создать представление об особенностях произведения и его месте в литературном процессе;

· приводится текст художественного произведения;

· предлагается небольшой учебный текст, содержащий краткий комментарий художественного произведения. В некоторых случаях помещается ряд текстов, посвященных рассмотрению той или иной проблематики произведения;

· разрабатывается комплекс послетекстовых заданий к художественному произведению.

При этом учебный текст, содержащий краткий комментарий произведения, не является окончательным и исчерпывающим образцом его анализа. В учебный текст закладывается познавательное противоречие, осмысление которого призвано привести учащегося к формулированию собственной точки зрения.

Сложная структура учебника (раздел, организованный общей темой, разделенный на подразделы, организованные вокруг релевантных для творчества конкретного писателя идей), по замыслу авторов, направлена на то, чтобы передать идейно-тематическую основу данного учебника (автор – герой – читатель) и в то же время дать представление о своеобразии творчества конкретного писателя, не подчиняя одно другому, не создавая перекоса, а напротив подчеркивая возможность разноуровневого взгляда на литературу как сложное целое.

В учебнике 9 класса используются следующие типы заданий, направленные на развитие у учащихся спектра умений и навыков, лежащих в основе формирования познавательной и деятельностной компетенции. Задания расположены в порядке возрастающей трудности и дают учителю возможность их выбора в соответствии с уровнем подготовленности учеников, т.е. направлены на реализацию задачи личностно-ориентированного обучения: Предваряющее задание к разделу или предтекстовое задание к разделу или художественному тексту

- Послетекстовое задание

- Итоговые вопросы и задания ко всему разделу

- Задания к иллюстрациям

- Задания на формирование коммуникативной компетенции

- Факультативные задания для любознательных

Кроме того, в конце каждого подраздела помещены темы проектов и исследовательских работ для самостоятельного выполнения учащимися. В конце каждой части учебника в Приложении I приведены рекомендации по проведению исследования или выполнению проекта, в Приложении II – список источников.

В конце каждого раздела учебника помещен подраздел «Учимся работать с научной литературой». В нем приводится фрагмент литературоведческой или публицистической статьи, связанной с идеей данного раздела. К фрагменту статьи даются задания, цель которых научить составлять конспект прочитанного текста на основе вопросного плана. На следующих этапах обучения эти умения планируется развивать, расширяя и усложняя задания.

В конце каждого раздела помещен подраздел «Внеклассное чтение». Произведения, приводимые в разделе «Внеклассное чтение», сопровождаются небольшим предваряющим текстом, содержащим общую информацию об авторе и предлагаемом произведении, за которым следуют задания непосредственно к художественному произведению. Одна из целей этого раздела – развивать у учащихся умение самостоятельно работать в библиотеке.

В конце каждой части учебника помимо Приложений I и II приводится также справочное Приложение III, в котором помещен краткий перечень литературоведческих терминов, изученных в 5-8 классах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: