На телевидении за дискуссией обычно следит аудитория, а значит, очень важно выработать правильные принципы убеждения как оппонентов, так и аудитории. В качестве рекомендаций по этому поводу стоит назвать следующие:
– речь, как и мысль, должны быть ясными;
– надежная защита своей позиции должна выстраиваться в виде тезисов, аргументов и контраргументов;
– журналист при подготовке к эфирной дискуссии обязательно должен учитывать степень подготовки аудитории к восприятию предмета спора;
– ни в коем случае не допускать перехода спора в перебранку;
– постоянно следить за своим тоном и иметь мужество признаться в своей ошибке;
– нельзя считать, что истина принадлежит только тебе;
– не стоит злоупотреблять отрицанием.
Основные принципы построения дискуссии, способы убеждения и аргументации, психология и этика спора, разработанные еще в незапамятные времена, остаются теми же и в наше время. Следовательно, обязательны для ведения эфирного диалога сейчас. Ведь дискуссия — это движение к истине, а ее можно добиться лишь в случае владения культурой спора.
Теледебаты
Важный момент избирательной кампании — предварительные дебаты, которые всегда проходят в прямом эфире. Роль журналиста-ведущего здесь чрезвычайно сложна и ответственна. С одной стороны, он не имеет права на какую бы то ни было пристрастность к одному участнику дебатов в ущерб другим. С другой стороны, если ведущий самоустранился, в проигрыше окажутся не только зрители, но и участники дебатов.
В. Л. Цвик
Теледебаты — публичные, оперативные, дискуссионные контактные передачи. Жанроформирующие элементы: Предмет отображения — дискуссионная встреча двух сторон, отстаивающих противоположные позиции в оценке обсуждаемой ситуации, с непременным участием журналиста-модератора, одновременно представляющего и зрителей, и студию. Авторская задача — высвечивание портретов выступающих кандидатов или депутатов, создание по крупицам их имиджа, демонстрация их предвыборных программ. Метод — общение по правилам полемики, а также арсенал телевизионных приемов: создание атмосферы единого действия с присущим ему импульсивным ритмом; гонги и другие звуковые сигналы, секундомер на «заднике» в студии, стилизованные кабины с номерами прямых телефонов, «бегущая строка», кипы писем и телеграмм в кадре. |
Теледебаты — новый жанр тележурналистики. Он зародился в начале 90-х годов прошлого века, в период развития демократизации и гласности, в ходе предвыборных кампаний. «Телевидение информировало, делало миллионные массы соучастниками выборного процесса, постоянных контактов с кандидатами, а затем и народными избранниками. Телевидение стало средством социального контроля, в лице ведущих передач неукоснительно выполняя требования избирательных комиссий, обеспечивая участникам режим равных условий» [6, с. 193].
Еще во времена становления классических правил диалога возникли три вида спора:
– спор ради победы, предполагающий возможность действовать недозволенными логическими средствами;
– спор во имя спора, ведущийся с целью самодемонстрации спорящих сторон;
– спор во имя истины, смысл которого в принятии наилучшего варианта решения при использовании строгой и максимально доказательной аргументации.
Для того, чтобы теледебаты представляли собой спор во имя истины (хотя экран нередко демонстрирует и использование недозволенных средств, и явную самодемонстрацию спорящих сторон), ведущему необходимо соблюдение ряда условий, связанных с драматургией эфирной полемики:
– с первой минуты «захватить» аудиторию и удерживать ее внимание на протяжении всей передачи (это достигается четкой постановкой проблемы, точным определением тезисов, динамикой развития речевого действия);
– способствовать созданию условий, позволяющих зрителям стать участниками размышлений в эфире и более четко определить собственную позицию в поддержке спорящих сторон;
– следить за тем, чтобы участники эфирной полемики использовали понятную аудитории лексику;
– учитывать время и условия просмотра передачи в эфире.
«Можно ли рассматривать теледебаты как сложившийся жанр? По крайней мере, это новое жанровое образование, включающее в себя элементы пресс-конференции, интервью, дискуссии, телепортрета… Сегодня предвыборную борьбу невозможно представить без активного участия телевидения и, соответственно, без телевизионных дебатов» [6, с. 200].
В качестве важнейших характеристик нового жанра можно выделить:
– простой принцип построения передачи: встреча двух сторон с участием посредника-модератора, который одновременно представляет и зрителей, и студию;
– осуществление права равных возможностей для всех выступающих, особое внимание — соблюдению временных квот;
– четкая последовательность событий, их организация;
– заранее подготовленные ключевые вопросы к выступающим;
– организация прямой телефонной связи с телезрителями, создание атмосферы единого действия с присущим ему импульсивным ритмом.
Несмотря на импровизационный характер передачи, она должна выстраиваться по заранее разработанному сценарию, в котором определяются структура и ключевые моменты программы, просчитываются все моменты, влияющие на развитие дебатов в том или ином направлении.
«В этих передачах проявлена способность впитывать и абсорбировать разный уровень демократического воспитания и привычек, способность воспринимать без паники и слишком заметных эмоциональных «взрывов» крутые изменения в сегодняшней политической атмосфере, иные мнения, какими бы еретическими они не казались» [6, с. 198].