Особенности научного мышления

Объективность. Другие методы познания характеризуются в соединении объективного и субъективного восприятия, например, образ художественной деятельности подразумевает оценку, которую дает человек, создающий ее. И если ее убрать – образ теряет свою ценность. Наука же ориентируется на отделение личностного от объективного (закон Ньютона не дает нам информации о личности этого ученого, о том, что он любил или ненавидел, в то время как любой портрет, выполненный художником, несет в себе отпечаток субъективного видения)

Нацеленность на будущее. Стиль научного мышления подразумевает исследование не только объектов, предметов и явлений, актуальных для настоящего времени, но и тех, которые будут важны в будущем

Системность. Теоретические принципы, на основании которых строится комплекс знаний, формируют определенную систему. Она строится годами и веками, содержит в себе описание и объяснение фактов и явлений, которые впоследствии определяют понятия и определения.

Осознанность. Заключается в том, что методы, которыми осуществляется изучение предметов, объектов, их связей между собой осознаются и контролируются ученым.

Наличие своего концептуального материала. Научное познание закрепляет теории, понятия, законы на своем языке – формулы, символы и тп. Формирование этого языка происходит на протяжении всего периода существования науки, и он регулярно обновляется.

Обоснованность. В науке существует много предположений и гипотез, которые могут быть на определенном отрезке времени не доказаны. Однако, все они имеют своей целью стать объективно доказанными и обоснованными.

Использование эксперимента. Как и эмпирические методы познания, научные методы подразумевают использование экспериментов в ситуациях, когда происходит формирование понятий и теорий. Однако, стиль научного мышления позволяет использовать полученные результаты для большего количества выводов и объектов.

Построение теорий. Экспериментальный способ получения информации, человек запечатлевает в форме теории. Теоретические принципы сохраняются на века и передаются из поколения в поколение.

2. Особенности научного метода.

Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективноетолкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности (валидности) экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории.

3. Особенности научного знания.

Всеобщность научного знания означает, что предметом его изучения является не уникальность (единичность, неповторимость) объекта, а то общее, что есть во всех без исключения объектах или процессах определенного типа. Эта характеристика относится ко всем наукам (техническим, медицинским, психологическим и т.д.).

Необходимость, то есть отражение не случайных или произвольных аспектов изучаемых явлений, а фиксация сущностных системообразующих с необходимостью повторяющихся, т.е. необходимых и закономерных, сторон явлений.

Системность. Элементы научного знания тесно связаны между собой разнообразными отношениями. Научное знание организованно в виде согласованной структуры и этим оно системно. Вне конкретной концептуальной системы научное знание не только непроверяемо, но невозможно.

Проверяемость на точность или верифицируемость. Критерии проверяемости знания меняются со временем, они историчны. Пример в математике: раньше признавались не конструктивные доказательства, когда достаточно показать, что объект с требуемыми свойствами может существовать, а в математических концепциях с более строгими принципами - в конструктивной математике - надо показать не только принципиальную возможность существования, а надо его явным образом построить наличной совокупностью математических средств.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: