Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы). Например:
далёкий — близкий тесный —...
большой —... улетать —...
высокий —... взлетать —...
известный —... включать —...
тёмный —... подниматься —...
яркий —...
Игра «Сосчитай-ка»
Цель: развивать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными).
Например:
Один большой метеорит, два больших метеорита,..., пять больших метеоритов.
Одна яркая звезда,...
Одна быстрая ракета,...
Одна опытный космонавт,...
Одна далёкая планета,...
Игра «Составь предложение»
Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить правильное предложение.
В, космонавт, летит, ракете.
Звёзды, светят, небе, на.
В, корабль, космический, полёт, отправляется.
Падает, с, комета, неба, хвостатая.
Игра «Собери слово»
Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, формировать навыки фонематического синтеза и анализа, слогового анализа, зрительно-пространственные представления.
Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть буквы в таблице и назвать их. Затем воспитатель задаёт вопросы на ориентировку.
Например:
Назови букву, которая находится справа от буквы М (слева от С, между буквами А и Т и т. д.).
Затем воспитатель называет только цифры, а ребёнок должен соотнести их с буквами и назвать, какое слово получилось. После чего ребёнок выполняет полный анализ получившихся слое (звуковой и слоговой).
Например:
6, 3, 1, 2 —МАРС
2, 3, 5, 7, 1, 4-САТУРН
7, 1, 3, 4 —УРАН
Если ребёнку сложно справиться с заданием, то воспитатель пишет последовательность цифр, а ребёнок подписывает буквы под ними и только после этого читает получившееся слово.
Р | С | А | Н | Т | М | У |
Стихи для чтения и заучивания наизусть
КОСМОНАВТ
В тёмном небе звёзды светят, Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля, Горы, реки и моря. Видит он весь шар земной, Шар земной — наш дом родной.
В. Степанов
ЗЕМЛЯ
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету!
Я. Аким
Текст для пересказа
ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?
— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.
Лягушонок задумался и сказал:
— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь.
Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь.
Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там.
— Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду.
Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные
ножки.
Г. Цыферов
Вопросы:
О чём спросил кузнечик однажды?
Что сказал лягушонок?
Что говорили большие слоны о звёздах?
Что думали о звёздах большие медведи?
Что рассказал о звёздах лягушонок?
НАША РОДИНА — РОССИЯ
Новая лексика
Существительные:
родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица, город, деревня,село.
Глаголы:
любить, беречь, охранять, оберегать, защищать, заботиться, гордиться.
Прилагательные:
любимая, единственная, огромная, прекрасная.