Цели: совершенствовать навык анализа речевого потока на слова.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложения о лете. Если они согласны с выражением, пусть хлопают в ладоши, если нет — топают ногами.
Летом птицы улетают на юг.
Летом жарко.
Летом в лесу много ягод.
Летом звенит капель.
Летом после дождя на небе можно увидеть радугу.
Летом животные готовятся к зиме.
Январь — первый летний месяц.
Летом у школьников каникулы.
Игра «Отгадай загадки, нарисуй отгадки»
Цели: развивать слуховое внимание, мышление, чувство рифмы; совершенствовать мелкую моторику, творческое воображение.
Ход игры. Воспитатель загадывает детям загадки, дети отгадывают их и рисуют отгадки, так, чтобы получилась картина.
Например:
— Ребята, сейчас мы с вами будем рисовать картину. Отга
дайте, какое время года будет на ней изображено?
Слышно пенье комаров, Время ягод и грибов, Озеро теплом согрето, Всех зовет купаться... (лето).
— Правильно на картине будет изображено лето.
А теперь слушайте загадки и рисуйте отгадки.
Жаркий шар на небе светит, Этот шар любой заметит. Утром смотрит к нам в оконце, Радостно сияя,... (солнце).
Е. Савельева
Они легкие, как вата, По небу плывут куда-то. Держат путь издалека Каравеллы —... (облака).
Мчится по холмам змея, Влагу деревцам неся. Омывая берега, По полям течет... (река).
Е. Савельев
Е. Савельева
Он поплачет над садами — Сад наполнится плодами. Даже пыльный подорожник Рад умыться в летний... (дождик).
Е. Савельева
Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
На прогулке видел я тт
Чудо-мостик подвесной.
Фиолетовый цветочек. /Рпдтрп)
Это вырос у ручья
Тонкий нежный... (колокольчик). Т.Маршалова
Н. Иванова
Поле летом покраснело. Яркий, как победный флаг, Нам головкой машет смело Бархатистый красный... (мак).
Н. Иванова
Игра «Какое слово не подходит?»
Цели: развивать речевой слух, слуховую память, грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные слова).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и повторить его по памяти. После этого дети должны назвать лишнее слово и объяснить почему. Например:
Лето, летний, лететь. Трава, травяной, трамвай, травушка. Дождь, дождливый, ждать, дождить. Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к заданным.
Игра «Исправь ошибки»
Цели: развивать слуховое внимание, грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям внимательно прослушать «словосочетания» и исправить в них ошибки.
Например:
(голубая) колокольчик — голубой колокольчик
(душистый) земляника —...
(тёплый) солнышко —...
(летнее) дождик —...
Игра «Составь предложение из слов»
Цели: развивать слуховое внимание; формировать грамматический строй речи, учить из данных слов строить предложение; совершенствовать навык анализа речевого потока (предложений на слова).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и составить из них предложения.
Например:
Ярко, лето, светить, солнце. —Летом ярко светит солнце.
Мы, земляника, найти, душистая, поляна, на. — На поляне мы нашли душистую землянику.
Игра «Подбери рифму»
Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы. Ход игры. Воспитатель называет слово, дети подбирают рифмующиеся с ним слова. Например:
одуванчик — диванчик — стаканчик... кочка — бочка — строчка...