Модуль экскурсионная деятельность.
Тема № 1. «Введение в экскурсионное дело».
Понятие «экскурсия».
Экскурсия (от латинского поездка, вылазка) - это коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия. Поездка, прогулка с образовательной, научной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста – экскурсовода, который передаёт аудитории видение объекта, оценку памятного места и понимание исторических событий связанных с этим объектом.
Экскурсии, проводимые в различных музеях очень разнообразны по форме и содержанию, они будут отличаться предметной основой и методами работы с музейными материалами, способами их раскрытия, анализа, приёмами использования для освещения темы.
Успех всякой экскурсии зависит от точного определения её характера, от правильного отнесения её к той или иной классификационной группе, следовательно, от выявления её особенностей.
Экскурсии, проводимые в различных музеях, - краеведческих, художественных, литературных, археологических и других- прежде всего будут отличаться своей предметной базой и методами работы с музейными материалами, способами их раскрытия, анализа, приёмами использования для освещения темы.
|
|
Классификация экскурсий:
1. По содержанию.
2. По составу и количеству участников
3. По месту проведения
4. По способу передвижения
5. По продолжительности
6. По форме проведения
По содержанию экскурсии бывают обзорные и тематические.
Обзорные экскурсии – охватывают всю экспозицию музея. Особенности обзорной экскурсии определяются широтой ее хронологических и тематических рамок, разнообразием предметной основы.
Тематические экскурсии проводят по одной конкретной теме. Они предполагают глубокое и всестороннее раскрытие темы. Эти экскурсии характеризует конкретная, чётко обозначенная, хронологически ограниченная тема. Подразделяются на такие группы как: исторические, военно-исторические, археологические, производственные, природоведческие, искусствоведческие, литературные, этнографические.
По составу и количеству участников:
1. Для взрослых
2. Для детей различных возрастов (дошкольники, школьники, студенты)
3. Для иногородних
4. Для иностранцев
По месту проведения:
1. Городские.
Городские экскурсии бывают обзорными и тематическими и предусматривают показ как всего города, так и отдельных его частей. Например, старой части города, одного из интересных его районов, одной из улиц или площадей, насыщенных экскурсионными объектами.
2. Производственные.
Производственные экскурсии являются важным средством образования трудового воспитания и профориентации студентов и учащихся. Во время экскурсии на производство экскурсанты знакомятся со свойствами веществ исходных материалов и полученных продуктов, устройством и работой основных аппаратов, с технологическим процессом в целом, что формирует у них яркие образы и способствует более прочному усвоению научных основ производства. Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнения.
|
|
3. Музейные. Обзорные и тематические.
4. Православные.
По способу передвижения:
1. Пешеходные
2. Автобусные
3. Комбинированные
По форме проведения:
1. Виртуальная экскурсия отличается от экскурсии виртуальным изображением реально существующих предметов.
2. Экскурсия-лекция – рассказ преобладает перед показом.
3. Экскурсия-спектакль – форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы
4. Экскурсия-демонстрация – это наглядная форма ознакомления группы с производственными процессами, природными явлениями.
5. Экскурсия-урок- представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения.
Понятие экскурсовод, речь экскурсовода.
Экскурсовод – специалист по проведению экскурсий.
Требование предъявляемые к экскурсоводу.
Экскурсовод должен обладать богатым воображением, должен уметь так рассказать о ненаблюдаемой достопримечательности, чтобы экскурсанты смогли легко его себе представить. Каждый экскурсовод должен уметь анализировать результаты своей работы, уметь дать объективную оценку проведённой экскурсии. Доминирующая форма изложения текста экскурсоводом - монолог.
Речь экскурсовода должна соответствовать следующим требованиям:
1. Правильность
2. Понятность речи
3. Точность в изложении
4. Выразительность речи
5. Чистота речи
6. Лаконичность речи.