Определите значение присоединения Казанского и Астраханского ханств:
А. улучшение отношений с Крымским ханством
Б. получение с местного населения большой дани
В. увеличение числа нерусских народов в составе России
Г. ухудшение положения крестьянства
Д. расширение торговых связей с восточными странами
Е. превращение крупнейшей водной магистрали Волги на всем ее протяжении в русскую
реку
Ж. укрепление безопасности Русского государства на юге и юго-востоке
3. Вставьте вместо пропусков:
________________________ должен был «грызть» царских изменников и «выметать» из
государства измену. В знак своего предназначения он прикреплял у седла лошади
_____________________ и _______________________.
4. О чем идет речь:
«… И чего только они не натворили! Сколько бояр и воевод, доброжелателей нашего отца, перебили! Дворы, села и имения наших дядей взяли себе и водворились в них! Казну матери нашей перенесли в Большую казну. Тем переменам князья Василий и Иван Шуйские самовольно заняли при мне первые места и стали вместо царя, тем же, кто больше всех изменял нашему отцу и матери, выпускали из заточения и привлекали на свою сторону… Нас же с покойным братом Георгием начали воспитывать, как иностранцев или как нищих. Какой только нужды не натерпелись мы в одежде и в пище!...»
5. О ком идет речь:
«… Не пора ли убираться нам отсюдова:
На Волге жить – ворами слыть,
На Яик идти – переход велик,
В Казань идти – грозен царь стоит,
Грозен царь – Иван Васильевич,
Не лучше ли нам во Сибирь идти,
На Кучума, царя татарского…»
Вот пошли они на Иртыш-реку
Под высокую гору Тобольскую,
Понаделали чучел соломенных,
Палки длинные в руки им всунули,
Напугали татар неразумных.
И тому татары дивилися,
Каковы русские люди крепкие,
Что ни единого убить не могут.
И тогда татары покорилися,
Приносили…свои подарочки,
Чернобурок многие сорока,
Соболиные шкуры десятками …»
6. По какому принципу образован ряд:
А. Адашев, А. Курбский, Сильвестр
7. Соотнесите даты и события:
А. 1550 г. | Б. 1592 г. | В. 1581 г. | Г. 1584 г. |
1) отмена Юрьева дня, закрепощение крестьян, составление «писцовых книг»
2) создание Избранной тысячи, элиты дворянского ополчения
3) смерть Ивана IV Грозного
4) учреждение «заповедных лет»
5) поход опричного войска на Новгород и Псков