Задания для самостоятельной работы по всем темам изучаемого курса

 

1.Составьте опорный сигнал одного из предложенных педагогических понятий: воспитание, педагогический процесс, обучения, развитие. Для выполнения этого задания необходимо обратиться к учебным пособиям по дошкольной педагогике (см. рекомендуемую литературу ниже) различных авторов. Обратите внимание, что существуют различные подходы к рассмотрению понятия, отразите все существующие подходы.

2.Каким Вы представляете воспитателя дошкольного образовательного учреждения? «Нарисуйте» его творческий портрет. Охарактеризуйте его деятельность. Для выполнения этого задания, необходимо изучить вопросы по проблеме профессионального образования педагогов, требования, предъявляемые к педагогам дошкольного образовательного учреждения.

3.Разработайте консультацию для родителей дошколят по следующим вопросам:

- Можно ли обучать чтению детей 4-летнего возраста? Следует ли заниматься этим родителям?

- Что Вы думаете по поводу фразы: «Детей надо видеть, но не надо слышать»?

- Следует ли родителям насильно заставлять ребенка есть?

Ответы на вопросы предоставьте в письменном виде.

4.Поразмышляйте над следующими высказываниями:

- Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться

без нас (Легуве).

- Из нас может выйти все или ничего, и зависит это от воспитания,

какое мы получаем (Климент IV).

- Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле вос-

питания, – это чересчур торопиться (Ж.-Ж.Руссо).

- Воспитание есть нечто простое и сугубо практическое, требующее более старания и терпения, чем теории; и более любви, нежели наставлений (Лорен).

Дополните имеющийся ряд, высказываниями о воспитании, других ученых, педагогов, психологов. Выразите свое согласие или несогласие с данными взглядами на воспитание, обоснуйте позицию.

5.Напишите сочинение-размышление на тему: «Детские характеры в произведениях отечественных поэтов и писателей».

6. Народная мудрость гласит: «Яблоко от яблони не далеко падает». Но всегда ли сын вора становится вором? О каких факторах развития личности идет речь? Как названные Вами факторы реализуются в практике становления личности дошкольника?

Для выполнения этого задания, необходимо обратиться к источникам, раскрывающим проблему развития, воспитания и социализации личности.

Подберите несколько пословиц, поговорок, высказываний, отражающих сущность данной проблемы.

7.Дайте характеристику конкретной (любой по Вашему выбору) семьи как первичного социального института. Попытайтесь определить линии взаимодействия данной семьи с микросоциумом.

8.Дайте письменную консультацию родителям Сережи М. по следующему вопросу: «Мы не сумели приучить своего 2-летнего сына вовремя проситься в туалет. Нужно ли его шлепать за то, что он не попросился на горшок?».

9.Напишите реферат по одной теме на Ваш выбор:

- «Влияние детских телевизионных передач на эмоциональное развитие

ребенка дошкольного возраста»,

- «Влияние книжных иллюстраций на эмоциональное состояние дошкольника»,

- «Влияние компьютерных игр на эмоциональное состояние дошкольника».

10.Помогите начинающей воспитательнице разобраться в следующих вопросах:

- Как поступить, если ребенок на музыкальном занятии отказывается

петь вместе с детьми? В данный момент малыша привлекают игрушки и музыкальные инструменты, которые находятся в музыкальном зале.

- Как реагировать воспитательнице на следующие слова малыша:

«А я сегодня маме обещал, что домой приду пьяным!».

- Что делать, если ребенок отказывается спать днем?

- Что необходимо сказать малышу, который не хочет уходить из детского сада?

Предложите несколько вариантов решения данных вопросов, выберите,

на Ваш взгляд, самый оптимальный. Обоснуйте ответ.

11.Ознакомьтесь с нижеприведенными детскими высказываниями и попробуйте по этим фантазиям представить окружение, образ жизни, черты

личности ребенка.

- Если бы Дед Мороз принес волшебную палочку, я бы сделала так, чтобы все дома порушились, а остались царства-королевства. А сама я была бы принцессой и делала бы то, что мне захотелось. Я бы пошла в кинотеатр, смотреть мультфильмы, потом гуляла бы, ездила на метро, бегала с

места на место (Наташа Н.).

- Я мечтаю стать хорошей девочкой, чтобы бабушка меня не била.

Она иногда меня ремнем, железкой бьет, потому что я не слушаюсь (Настя

К.).

- Если бы все было можно, то я бы сделал так, чтобы у мамы было много денежек, и она купила бы мне пишущую машинку, а я на ней стал бы писать и читать. И еще, чтобы папа маму не обижал, а то он по гостям уезжает без спроса (Миша С.).

- Если бы я была волшебником, я бы побольше играла, а то у нас шкафы стоят с игрушками, одеждой, а мне их брать не разрешают. И еще я делала бы добро. Только добро нужно, а зло – зачем оно? (Лена Б.)

Знайте, что высказывания детей не только помогают лучше узнать, в

каких условиях они живут, кто и как влияет на них в семье или вне ее, но и

заставляют задуматься: как помочь ребенку, о чем поговорить с окружающими его взрослыми. Посмотрите внимательно на высказывания детей и подумайте, какой разговор мог бы состояться с его близкими, если бы в этом была необходимость.

12.Напишите реферат на тему «Особенности воспитания дошкольника в разных типах семей».

13.Найдите варианты решения педагогической ситуации.

 

«Сразу после рождения близнецов Викторию и Татьяну разлучили с родителями. Татьяна попала в семью, в которой новые родители решили удочерить девочку. С ее появлением многое в доме изменилось. Все полюбили малышку, ее часто брали на руки и играли с нею. Она видела достаточно ласки и тепла. Особенно всем нравилось купать ее, а матери доставляло особое удовольствие кормить Таню, прижимая ее к груди, как будто это был её собственный младенец. С девочкой много разговаривали, забавляясь гримасами и смешными звуками, напоминавшими мяуканье и воркование – в зависимости от настроения.Татьяне отвели симпатично обставленную комнату. В ней было множество ярких предметов, которые можно было подолгу разглядывать и с которыми ей разрешали играть. Через какое-то время она так освоилась с новой обстановкой, что начала петь свои незамысловатые младенческие песенки, весело крутиться в кроватке, радостно улыбаясь навстречу взрослым.

Иначе сложилась судьба ее сестры. Викторию пристроили в сиротский приют, где было много детей. Ее кормили, купали, содержали в тепле и чистоте. Но ей почти никогда никто не улыбался, никто не прижимал девочку к

груди, не разговаривал и не играл – все были слишком заняты своими делами. Вика никогда не знала, кто будет присматривать за ней, купать, даст бутылочку со смесью. Обычно все торопились уйти от неё к какому-нибудь заплакавшему_ребенку. У девочки не было ярких, красивых предметов, которые она могла бы разглядывать, не было симпатичных игрушек, с которыми ей хотелось бы играть. Она была совершенно одинока в своей белоснежной кроватке, в чистой комнате, без тепла и ласки.Первой её реакцией на новое окружение в приюте был громкий, обиженный плач. Иногда она могла плакать долго, но никто к ней не подходил, и она засыпала в слезах. Такое случалось довольно часто. Когда малышка поняла, что плач не приносит утешения, она смирилась, стала апатичной, как все дети в этом чужом доме, и постепенно стала увядать».

Каким Вы видите будущее этих девочек? Обоснуйте ответ. Представьте в письменном виде.

 

14. В дошкольном возрасте идет бурное становление личности ребенка, основным показателем которого является развитие самосознания и самооценки. Однако самооценка дошкольника чаще всего завышена. Но неадекватной бывает и оценка данного ребенка взрослыми. Проанализировав «подборку» высказываний дошкольника о себе и взрослого о нем, попытайтесь определить, чем вызваны совпадения и несовпадения оценки взрослого с самооценкой ребенка.

 

Как оценивает себя ребенок. Как оценивает его взрослый.  
1.Я иногда добрая, а иногда – нет. Дома иногда с мамой ругаюсь. Добрая бываю, когда езжу куда-нибудь, а когда поругаюсь, недобрая становлюсь. Я иногда маме помогаю пыль вытирать на пианино. Не люблю, чтобы люди ссорились. 2. Я о себе думаю, что я хорошая: маме помогаю. Вот иногда мама думает, кому посуду помыть, а я беру и мою. Место в автобусе всегда уступаю. Люблю всех людей, только вот тех, кто ворует, - не люблю. 3. Я простая, хорошая и незлая. Люблю курносых собак и хомяков. Люблю играть в интересные заводные игрушки, люблю разные растения. Хочу на юг попасть и поплавать в море   1. Девочка, в общем, не плохая, но играть с другими детьми не любит, выбирает одного из детей и с ним гуляет. На занятиях инициативна, хорошо рисует, охотно выполняет поручения. Несколько медлительная. Добросовестная, любит что-нибудь делать своими руками, подвижные игры не признает. 2. Очень воспитанная девочка. Никогда грубо ни с кем не разговаривает. У нее и в семье все такие. Мама – приветливый человек, на все просьбы откликается. Девочка умная, но хитрая, ищет, что выгодно. Лентяйка. Дежурить не будет ни за что. На занятиях рассеянна  

Результаты анализа представьте в письменном виде. Он должен включать педагогическое и психологическое обоснование.

15. Проведите наблюдение за речью 3- и 5- летних детей в детском саду,спокойно играющих друг с другом. Сравните их речь по следующим параметрам: словарный запас; длина предложений; использование правил грамматики, страдательного залога; умение составлять вопросы, в т.ч. разделительные; употребление отрицательных и сложноподчиненных предложений; сверх обращения; эгоцентрическая и социальная роль.

Перед началом наблюдения за речью детей обратитесь к теории усвоения языка дошкольниками. Об этом Вы можете прочитать в книге К.Флэйк-Хобсона и др. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с анг М., 1992. С. 297 – 309.


16.Найдите трактовку целей воспитания у Я.А.Коменского (Материнская

школа, Великая дидактика // Избр. соч.: В 2 т. – М, 1982), И.Г.Песталоцци

(Лебединая песня //Избр. пед.соч.: В 2 т. Т.2. – М., 1981), Ж..- Ж. Руссо

(Эмиль, или о воспитании // Избр. пед.соч.: В 2 т. Т.1. – М., 1981), К.Д.Ушинского (Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии) // Пед.соч.: В 2 т. - М., 1974), Л.Н.Толстого (Мысли о воспитании// Пед. соч. - М., 1989). Сравните трактовку целей воспитания, рассмотренных ученых. Найдите общее и отличное в позициях. Чем это обусловлено? Сделайте выписки в тетрадь.

17.С группой детей проведите игру "Эмпатия", суть которой заключается

в следующем: "Представим, что мы отправляемся на прогулку. Вокруг нас

есть деревья, скамейка, дорога, река, берег. Расскажите, как Вы себя чувствуете, что видите от имени выбранного Вами предмета. Например: "Я не

Аня, а сломанная скамейка. Дети сядут и упадут. Как же мне больно! Кто-то

меня опять раскачивает".

Пронаблюдайте и опишите ход и результаты игры. Какими предметами

представляли себя дети? Насколько выразительно они себя описывали от имени выбранного предмета? Сформулируйте, какие цели может преследовать воспитатель при организации и проведении этой игры.

Задание представить в письменном виде.

18. Прокомментируйте любое стихотворение А.Л.Барто как специфическое отражение мира детства.

19.В 90-е годы появилась тенденция превращения детского сада в школу

для малолетних детей, что изначально приводит к смене целей и задач дошкольных учреждений. Детские сады переименовывают в «центры образования», «гимназии», «прогимназии», «лицеи», «дошкольные академии». В штат детских садов вводят педагогов-специалистов, обеспечивающих предметное обучение. Выскажите свое мнение о подобных изменениях в дошкольном образовании.

20.Напишите реферат на тему: «Инновационная деятельность педагога учреждения дошкольного образования».

21.Составьте план-конспект проведения режимных процессов (отдельный режимный момент или на полный рабочий день, по Вашему выбору). При планировании отразите следующие характеристики: а) каким образом подготовиться к проведению режимного момента (что проверить заранее, какое оборудование подготовить); б) как обеспечить постепенный переход от одного режимного момента к другому; в) какова последовательность действий воспитателя и детей; г) какие ошибки в действиях и поведении детей следует предусмотреть и как их предупредить; д) где находится воспитатель на каждом этапе проведения режимного момента и как обеспечивает контроль за деятельностью всех детей. В конспекте предусмотрите цель и задачи проводимого режимного момента.

22.Найдите трактовки следующих понятий: «образовательное пространство»; «педагогический процесс»; «ценностные ориентации личности»;«педагогическая технология». Составьте «поле мнений» по каждому понятию.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: