Детей дошкольного возраста

Период дошкольного детства - период интенсивного сенсорного развития ребенка. Сенсорное развитие включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношений предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно воспринимать окружающий мир [2, 159].

Внимание ученых в области педагогики, психологии, физиологии, медицины приковано к пяти и шестилетним детям - этот возраст рассматривается как переходный от младшего к старшему дошкольному возрасту. Этот возраст представляет большой интерес для специалистов, так как понимание психофизических особенностей ребенка в этом возрасте позволяет рационально строить учебно-воспитательный процесс. Осуществление этого процесса происходит с учетом смены ведущей деятельности ребенка, т.е. состояние его готовности к обучению. Успешность школьного обучения во многом будет зависеть от физической, личностной и умственной готовности ребенка к деятельности в совершенно новых для него условиях жизни, предъявляющих ему новую, ранее не известную систему требований, ставящих перед ним, ранее не встречающиеся задачи [13, 4].

Е.Н. Водовозова была сторонницей индивидуального подхода к детям, учета их свойств и особенностей. Главным по ее мнению, особые качества каждого отдельного ребенка, которые надо развивать, а не подавлять их, если они положительны.

У детей есть много общего в их недостатках, но одновременно с этим у каждого ребенка имеют свои достоинства, которые по-разному проявляются — поэтому невозможно исправлять одним и тем же средством двух детей. Педагогические указания, правила воспитания - следует применять, считаясь с личностью ребенка [16, 50].

А.И. Воскресенская является одной из первых разработчиков программы подготовки ребенка к обучению грамоте. Она утверждала, что активность детей проявляется в осмыслении того, что говорит им воспитатель. Одна из главных задач воспитателя - учить детей самостоятельно мыслить. Наибольшее внимание следует обратить на воспитание умения сдерживать свои двигательные реакции, воспитывать привычки управлять своими действиями. Важными навыками при подготовки руки к письму А.И. Воскресенская считала:

· правильно держать карандаш;

· проводить линии в ограниченном пространстве и т.д. [8, 6].

Известный итальянский педагог Мария Монтессори предполагала, что существует тесная связь между двигательной активностью пальцев рук и развитием речи у детей. Современными учеными было подтверждено это предположение, доказав, что центры мозга речи и двигательной активности пальцев рук расположены очень близко.

Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, координации движений пальцев рук, точности [7, 496].

К основным разновидностям координационных способностей относятся:

· точность (правильность) принятия заданных положений, поз и выполнения отдельных движений (руками, ногами, туловищем);

· равновесие при статических положениях тела (статическое) или по ходу выполнения движений (динамическое);

· быстрота – способность совершать движения, двигательные действия в минимальном для данных условий отрезке времени; Конец формы

· силовые способности – преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения [6, 3-4].

Впервые теоретическое обоснование ОНР было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного возраста. Эти исследования были проведены Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, в 50-60-х годах XX в. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций [15, 624].

Доказано, что общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии по клинико–педагогической классификации: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии, в том числе при стертой форме дизартрии, в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии [15, 625].

Таким образом, исследования различных авторов подчеркивают важность подготовки руки к письму детей в дошкольном возрасте как с нормой так и с особенностями в развитии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: