Детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи

Педагогическое исследование проводилось на базе МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №143г. Рязани, в группе «Солнышко» в три этапа:

· констатирующий (19 - 23 сентябрь 2017 г.);

· формирующий (26 сентябрь 2017 г. - 12 ноябрь 2017 г.);

· контрольный (15 ноябрь - 17 ноябрь 2017 г.).

В педагогическом исследовании приняли участие 10 детей (мальчиков – 7, девочек – 3) в возрасте 5-6 лет с ОНР (Приложение №1, таблица №1).

Цель констатирующего этапа - выявление уровня сформированности мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ОНР.

До начала констатирующего этапа проведено наблюдение за детьми в разных видах деятельности, налажен доверительный контакт, а также осуществлены беседы с учителем - логопедом, воспитателями группы, которые рассказали о состоянии моторики детей данной группы.

Полученные данные помогли составить психолого-педагогическую характеристику обследуемой группы детей (Приложение №2, таблица №2).

Для обследования мелкой моторики рук детей гр. «Солнышко» была составлена диагностика на основе авторских методик Гризик Т.И, также Сосниной С.П. (Приложение №3), методика способствовала проверке:

· стабильности выполнения движений;

· тактильных ощущений;

· содружества обеих рук в работе;

· чередования напряжения и расслабления мышц рук;

· зрительного и слухового восприятия.

Обследование проводилось индивидуально, полученные данные заносились в протоколы (Приложение №4).

Проанализировав полученные результаты, было выявлено, что с заданиями полностью не справился никто. У всех детей возникли трудности с выполнением задания «Посолим суп», которое способствовало обследованию умения складывать пальцы в форме щепоти. Во время выполнения задания рука детей не напряжена, работают только большой и указательный палец, когда должны работать все (большой палец проводит по всем пальцам от мизинца до указательного), при указании на качество – «делаем медленно», дети старались сделать быстрее.

Наибольшее затруднение вызвало также упражнение «Мячики», где детям, нужно было провести прямую линую от каждого мяча к кегле, это упражнение необходимо для диагностики зрительно-моторной координации детей.

Многие дети не справились с заданием «Дорожки» (Илья Б., Дима М., Саша М., Миша Н.), возможно из-за сложности восприятия инструкции на слух, также возможно из-за сложности проводить линию, держа руку в одном положении.

У детей возникли проблемы с упражнением «Обрывание листа бумаги» (Костя К., Рита Т.), это упражнение способствовало проверке содружества работы обеих рук вместе. Дети во время выполнения упражнения не могли согласовать работу рук совместно.

Наибольшие трудности возникли с выполнением упражнения «Вырезывания ножницами» у Димы М., он не смог разрезать бумагу по прямой линии, это может свидетельствовать о том, что ребенок не может контролировать линию зрительно, чередовать напряжение и расслабление мышц рук.

Для детей (Софья Б., Дима М., Костя К.) одним из сложных упражнений было «Узнавание форм предметов», которое способствовало определению тактильных ощущений. Дети знают не все фигуры, несмотря на детальное рассматривание и закрепление их названий до игры, им было сложно определить их на ощупь.

По результатам диагностирования было выявлено:

· высокого уровня развития мелкой моторики рук у детей не выявлено;

· средний уровень -3 человек (30%) – Софья Б., Саша М., Ильяр К., Митя К.,

· низкий уровень выявлен у 7 человек (70%) – Дима М., Илья Б., Миша Н., Костя К., Рита Т., Дима Г.

По результатам изученных протоколов составлена диаграмма (Приложение №5, диаграмма №1).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей группы «Солнышко» компенсирующей направленности, уровень развития мелкой моторики несколько снижен – это затрудняет подготовку руки к письму, что в дальнейшем может сказаться на работоспособности детей в школе. Для того чтобы устранить выявленные трудности необходимо разработать комплекс упражнений и реализовать его на практике.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: