Реализация комплекса упражнений по формированию мелкой моторики рук детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи

Формирующий этап проводился с 26 сентября 2017 года по 12 ноября 2017 года.

Цель формирующего этапа – реализация комплекса упражнений по формированию мелкой моторики рук детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи с использованием различных видов пальчиковых упражнений.

Для развития мелкой моторики рук был разработан перспективный план с учетом лексических тем с 26 сентября - 12 ноября (Приложение №6). Перспективный план помогал правильно распределить объем работы среди детей, используя различные виды пальчиковых упражнений.

Работа по развитию мелкой моторики рук осуществлялась ежедневно, дети распределялись в несколько групп с учетом логопедического заключения, причин вызывавшие нарушение, интересов детей, их возможностей и уровня их развития. Группы были мобильны, подвижны, если ребенок справлялся с заданием и улучшал результат предложенных упражнений, он перемещался в другую группу, где работа проходила с усложнением и задания для детей были сложнее прошлых.

В перспективный план включены разные виды пальчиковых упражнений с учетом дидактических принципов (системности, последовательности, от простого к сложному и др.).

Проанализировав полученные результаты констатирующего этапа, были выявлены трудности в умении детей складывать пальцы в форме щепоти. Для устранения этих трудностей были подобраны пальчиковые гимнастики (Приложение №7), разрезные картинки (Приложение №8) так как, в этих играх необходимо умение складывать пальцы именно в этой форме.

Многие дети, не смогли разрезать бумагу правильно, либо разрезали с зазубринами, это говорит о том, что ребенок не умеет правильно пользоваться ножницами, поэтому были подобраны упражнения для улучшения навыков вырезывания (Приложение №9).

Например: сначала ребенку было предложено разрезать по нарисованной прямой линии. При успешном выполнении задания предлагается усложнение в виде нарезания полосок, ориентируясь только на наметки, а не на прямую линию. В дальнейшем предлагается разрезать бумагу, ведя линию зрительно, постепенно задания даются на вырезывание по контуру, симметричное вырезывание и т.д.

Работа по вырезыванию сначала проводится с каждым ребенком индивидуально. Осуществляется показ и объяснения правильного положения ножниц в руке, последовательности вырезывания. Постепенно, когда дети запоминали положение ножниц в руке, им не требовалась помощь и дополнительные указания, объединяли детей в подгруппы. В подгруппах детям предлагалась инструкция и трафарет, с дополнительными указаниями, дети ориентировались и выполняли упражнения самостоятельно.

Для обучения правильному распределению нагрузки на кисть руки детям предлагались упражнения с бумагой - оригами, плетение из бумаги (Приложение №10).

Оригами и плетение из бумаги способствует развитию усидчивости, терпения, упражнение помогает детям контролировать расслабление и напряжение мышц рук, так как при работе с оригами, нужно правильно сложить не только бумагу, но и провести пальцем с напряжением по линии сгиба. Линия сгиба может образоваться как при сложении листа бумаги пополам, так и при сложении листа пополам и ещё раз пополам, что усложняет работу детей, так как им нужно приложить больше усилий.

Плетение из бумаги помогало детям развивать точечные движения, именно при выполнении этого упражнения нужно аккуратно сплетать бумагу, чтобы ее не порвать и при этом правильно сложить. Содержание заданий по оригами и плетению из бумаги постепенно усложнялись: сначала работают с готовыми формами, постепенно дети самостоятельно готовили что-то одно. Например: для выполнения упражнения плетение из бумаги «Ковер» готовилась основа, а дети нарезали полоски разного цвета, которыми будут переплетать основу, что развивало их умение владеть ножницами. Постепенно, когда дети могут не только переплетать бумагу друг с другом, но и готовить половину материала происходит усложнение – дети готовят самостоятельно всё необходимое, предлагается только образец и словесная инструкция.

Для закрепления умения детей правильно держать карандаш, фломастер, добавлялись упражнения по раскрашиванию, рисованию, раскрашивания по образцу, раскрашивания по цифрам, буквам (Приложение №11). Сначала детям предлагается раскрасить рисунок, не заходя за контур, постепенно обучались рисованию по схемам, а закрепление проходило при помощи упражнений – раскрась по образцу, по цифрам, по буквам. Для улучшения навыков письма, умения правильно держать карандаш, добавлялись более сложные графические упражнения (Приложение №12), такие как:

· лабиринт;

· обведи по точкам;

· продолжи узор;

· заштрихуй;

· графический диктант.

Графические упражнения начинаются от простых заданий – лабиринт, детям предлагается найти правильный проход и провести линию, закрасить нужную тропинку. Усложнение – переход к упражнению обведи по точкам. Детям, которые быстро и правильно справлялись с упражнением, предлагалось усложнение – соедини по точкам и раскрась. Данный вид работы - лабиринт, обведи по точкам, осуществлялся по подгруппам. Дети могли наблюдать друг за другом, стремились сделать упражнение лучше. Подгрупповая работа охватывает большую часть детей.

Наиболее сложными графическими упражнениями для детей были – продолжи узор, заштрихуй, графический диктант, поэтому такая работа осуществлялась индивидуально или малой подгруппой (2-3 ребенка) примерно одного уровня возможностей, способностей. Предлагались простые задания. Это способствовало совершенствованию умения складывать пальцы в виде щепоти и умения правильно держать карандаш в руке.

Упражнение «Заштрихуй» одно из самых сложных, возможно детям не хватало умений для его выполнения, а также они не всегда соблюдали и знали следующие правила штриховки:

· штриховать только в заданном направлении;

· не выходить за контуры фигуры;

· соблюдать параллельность линий;

· не сближать штрихи, соблюдать расстояние.

Для запоминания правил штриховки использовались схемы, обращалось внимание на образец, на многих картинках для штриховки были указаны стрелочки с заданным направлением, а также разметка на каком расстоянии должны находиться штрихи.

Детям, которые справились с более простыми упражнениями, предлагалось усложнение. Во время выполнения упражнения обращалось внимание на движение руки, её положение, положение карандаша в руке. Постепенно тематика рисунков усложнялась, осуществлялась только словесная инструкция к выполнению. Например: «Илья заштрихуй мяч слева направо, старайся не заходить за контур мяча, соблюдай расстояние между штрихами».

Сложным для детей оказалось упражнение графический диктант, возможно, им трудно следить за линией и считать клетки, а также, сложна работа в коллективе. У некоторых детей не получалось сосчитать и прорисовать линию по клеткам, они пытались просить помощи у соседа и сбивались с темпа выполнения. Многие дети по словесной инструкции не смогли поставить точку для начала рисунка. С детьми, которым сложнее всего давался графический диктант, работа осуществлялась индивидуально, постепенно дети, справившиеся с заданием, переводились в подгруппу, где содержание графического диктанта было более сложным.

Для запоминания инструкции (количество клеток и направление) детям предлагалось записать цифру – количество клеток и нарисовать рядом стрелку – направление движения. Постепенно дети усваивали материал, запоминали количество клеток и направление, удерживали в голове. От индивидуальных занятий переходили к подгруппе более 6 человек. Для того, чтобы дети не уставали от определенного темпа, они могли самостоятельно без учета времени составить свой графический диктант, написать инструкцию к нему и провести для своих товарищей.

Для развития щёпоти и запоминания геометрических фигур предлагалось плоскостное моделирование (Приложение №13). Плоскостное моделирование способствует развитию мелкой моторики, также дети изучают запоминают названия различных геометрических фигур.

Во время плоскостного моделирования дети составляют картины из различных геометрических фигур, сначала предлагается собрать схему (картинку) из определенных геометрических фигур. Постепенно дети выбирают те фигуры, которые используются в схеме (картинке), которую они сами выбрали или придумали. Детям могли самостоятельно сделать свою схему (картинку), зарисовать её.

Плюсы плоскостного моделирования в том, что дети могут работать все вместе сразу, можно собирать одну схему или же собирать рядом несколько схем, как бы составлять сюжет, кто-то делает цветок, кто-то бабочку и т.д.

Для изучения геометрических фигур, развития тактильных ощущений, кроме плоскостного моделирования, внимание уделяется дидактическим играм (Приложение №14). Для изучения геометрических фигур подобраны такие дидактические игры как:

· «Чудесный мешочек»;

· «Геометрическое лото»;

· «Танграм».

Для детей было подобраны схемы конструирования из строительного материала (Приложение №15), которые способствовали закреплению названий геометрических фигур, строительного материала.

Работа по конструированию всегда происходила в подгруппах, либо всей группой (строительство зоопарка, строительство корабля, машины).

Запланированные упражнения соответствовали общим лексическим темам (зима, весна, лето), а так же подбирались с учетом возможностей и интересов детей, их знаний.

Подобранные разнообразные пальчиковые упражнения применялись в разных режимных моментах (утренний прием, свободная деятельность детей, занятия, прогулка и др), что способствовало улучшению мелкой моторики рук.

Индивидуальная, подгрупповая и фронтальная работа помогала объединить детей, дать возможность взаимодействовать друг с другом, совместно воплощать свои идеи.

Таким образом, разработанный перспективный план по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ОНР осуществлен в полном объеме, для того, чтобы это подтвердить эффективность выполнения работы необходимо провести контрольный этап.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: