Пояснительная записка. Пояснительная записка

БЕДНАРСКАЯ Л.Д.

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

По русскому языку

Для 10-11-х классов

Орёл – 2007

Пояснительная записка

 

Концепция обучения русскому языку в общеобразовательной и средней школе предусматривает обновление содержания и методов обучения, одним из компонентов которого является овладение знаниями, связанными с углублением филологического предметного цикла. Этому способствуют элективные курсы разной лингвистической и филологической направленности, призванные обеспечить реализацию задач профильного обучения и выполнение целевой установки федеральной программы «Русский язык».

Основная задача элективных курсов лингвистической и филологической направленности – формирование коммуникативной компетенции во всех её проявлениях: воспитание чувства языка, смысловое чтение и многоаспектный анализ текстов разных типов речи и стилей, оптимизирующий возможности творческой работы по созданию собственных текстов, а также постижение учащимися национальной культуры русского народа через овладение родным языком.

Элективные курсы призваны:

· помочь учащимся старших классов в реализации задач профильного обучения; дать учащимся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;

· способствовать созданию положительной мотивации старшеклассников к выбору профессии в гуманитарной сфере;

· создать условия для подготовки к экзаменам по выбору;

· ознакомить старшеклассников с формами и методами самостоятельной работы с источниками, развить умения научно-исследовательской деятельности;

· научить старшеклассников анализировать художественные произведения, а также тексты других стилей в единстве их содержания и средств художественного выражения;

· воспитать внимательного, вдумчивого, заинтересованного читателя.

Содержание курсов по выбору строится в соответствии:

· с содержанием базовых учебных предметов русский язык и литература;

· с профилем образовательного учреждения;

· с учётом индивидуальных запросов учащихся;

· с учётом возможностей реализации программ в их личностно ориентированном направлении.

Базовым учебником для всех представленных элективных курсов является учебник: В.В. Бабайцева, Русский язык. 10-11 классы для общеобразовательных учреждений филологического профиля. – М.: Дрофа, 2004 и сл. издания. Элективные курсы обеспечиваются не только теоретическими материалами параграфов, но и упражнениями разной направленности уровня сложности. Тематика занятий совпадает с заголовками соответствующих параграфов. Каждая тема изучается в течение двух часов: один час предусматривает теоретическую направленность, второй – практическую. Курс обеспечивает как работу учащихся под руководством учителя, так и самостоятельные наблюдения над различными источниками, которые затем оформляются в виде небольших докладов или сочинений-статей, выливаются в дискуссии, творческие работы: сочинения разных жанров, мини-исследования, рефераты, творческие отчёты и т.д. Старшеклассники могут использовать материалы как учебника, так и текущей прессы, радио, телевидения. Темы изучаются, как правило, на сдвоенных уроках. Курсы предусматривают использование деятельностных, проектных технологий, результаты которых обеспечивают проведение дискуссий и конференций.

Учебник предназначен для общеобразовательных учреждений филологического профиля, поэтому его материалы могут использоваться в элективных курсах для учащихся непрофильных классов. Материалы учебника полностью обеспечивают расширение и углубление учебного материала.

В процессе изучения элективных курсов реализуются следующие умения:

– извлекать необходимую информацию из различных источников (словарей, справочников, энциклопедий и т.д.);

– использовать компьютерные технологии и коммуникативные возможности Интернета;

– систематизировать информационные ресурсы;

– использовать разные виды чтения; – анализировать литературу по определённой теме;

– свободно анализировать тексты разных стилей (художественные, публицистические, учебно-научные);

– анализировать содержание и средства художественной выразительности лирических и прозаических текстов;

– составлять тезисы, конспекты, аннотации, рецензии, рефераты, резюме и т.д.;

– принимать участие в публичном диалоге;

– аргументированно отстаивать свою точку зрения в дискуссии;

– спонтанно и толерантно общаться в социально-культурной среде.

Занятия предусматривают различные формы, как традиционные, так и современные: элементы школьной лекции, семинары и лабораторные работы, деловые и ролевые игры, ситуативные упражнения, тематические беседы и обсуждения, диспуты, дискуссии, конференции, ситуативные эксперименты, проектные технологии. Предусмотрена научно-исследовательская деятельность старшеклассников, включающая следующие этапы: постановка проблемы исследования, сбор и анализ материалов, выполнение проекта (систематизация, обобщение и анализ материалов, создание собственных текстов разных стилей, типов и жанров), оформление результатов исследования, формулирование собственных оригинальных выводов, защита проекта.

Элективные курсы предусматривают разный уровень подготовки учащихся, так как в школах с одной классной параллелью выбор курса может быть ограничен объективными причинами. Элективный курс может иметь рациональную направленность на подготовку выпускников к ЕГЭ.

 

 

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: