№/№ | тема | часы | ||
1. | Русский язык – государственный язык Российской Федерации | |||
2. | Сферы деятельности русского языка как государственного | |||
3. | Государственная символика Российской Федерации | |||
4. | Государственная языковая политика | |||
5. | Русский язык как национальный язык русского народа | |||
6. | Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации | |||
7. | Пополнение русского языка словами из языков народов, населяющих Россию | |||
8. | Русский язык среди других языков мира | |||
9. | Понятие о языковых семьях | |||
10. | Русский язык и славянские языки | |||
11. | Восточнославянские языки | |||
12. | Периодизация развития русского литературного языка | |||
13. | Русские слова-символы | |||
14. | Русистика на современном этапе | |||
15. | Язык. | Речь. | Речевая деятельность | |
1. Русский язык – государственный язык Российской Федерации.
Первый урок предусматривает знакомство с текстом § 4. Старшеклассники могут использовать материалы как учебника, так и текущей прессы, радио, телевидения. При подготовке к уроку используется политическая карта России. Урок начинается с доклада или с серии мини-докладов об административном делении Российской Федерации. Производится комплексный анализ учебно-научного текста (задание 38), читается и анализируется цитата из Конституции Российской Федерации, о государственном языке Российской Федерации, исследуются образцы государственной документации на нескольких языках.
|
|
На втором уроке старшеклассники выполняют задания 39, 40, 41 Выполнение заданий предусматривает творческий компонент, а задание 40 (Сколько государственных языков может быть в одной стране?) ориентирует учащихся на дискуссию. Выводы дискуссии могут быть оформлены в виде небольшого сочинения.
2. Сферы деятельности русского языка как государственного.
На первом уроке учащиеся выступают с докладами по проблеме (русский язык в административной сфере, науке, образовании, производстве, армии и т.д.). На втором уроке пишут сочинение публицистического стиля, обобщающее сведения, полученные на предыдущем уроке.
Государственная символика Российской Федерации.
Этой теме посвящается три урока. Выполняя задание 41, учащиеся рассуждали о символике цветов флага Российской Федерации. На уроках продолжается работа по изучению государственной символики: заслушиваются подготовленные доклады о государственной российской символике, учащиеся анализируют текст государственного гимна и учатся исполнять его.
Рекомендуемая литература к уроку:
|
|
Дегтярёв А.Я. История Российского флага. – М., 2000.
Крутов В.В., Крутова Л.В. Боже, царя храни: история первого российского гимна. – М., 1998.
Можейко И.В., Свивова Н.А., Соболева Н.А. Государственная символика России. История и современность. – М., 2003.
Пчёлов Е.В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн / Учебное пособие для 5-9 классов. – М.: «Русское слово», 2002.
Романовский В.К. Символы российской государственности. – М.: «Русское слово», 2002.
Соболева Н.А. Гербы городов России/ Альбом-справочник. – М.: Профиздат, 1998.
На третьем уроке учащиеся пишут творческие работы обобщающего характера о государственной символике России.