Примерное распределение материала. №/№ тема часы 1. Русский язык – государственный язык Российской Федерации 2. Сферы деятельности русского языка

 

№/№ тема часы
1. Русский язык – государственный язык Российской Федерации  
2. Сферы деятельности русского языка как государственного  
3. Государственная символика Российской Федерации  
4. Государственная языковая политика  
5. Русский язык как национальный язык русского народа  
6. Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации  
7. Пополнение русского языка словами из языков народов, населяющих Россию  
8. Русский язык среди других языков мира  
9. Понятие о языковых семьях  
10. Русский язык и славянские языки  
11. Восточнославянские языки  
12. Периодизация развития русского литературного языка  
13. Русские слова-символы  
14. Русистика на современном этапе  
15. Язык. Речь. Речевая деятельность  
         

 

 

1. Русский язык – государственный язык Российской Федерации.

 

Первый урок предусматривает знакомство с текстом § 4. Старшеклассники могут использовать материалы как учебника, так и текущей прессы, радио, телевидения. При подготовке к уроку используется политическая карта России. Урок начинается с доклада или с серии мини-докладов об административном делении Российской Федерации. Производится комплексный анализ учебно-научного текста (задание 38), читается и анализируется цитата из Конституции Российской Федерации, о государственном языке Российской Федерации, исследуются образцы государственной документации на нескольких языках.

На втором уроке старшеклассники выполняют задания 39, 40, 41 Выполнение заданий предусматривает творческий компонент, а задание 40 (Сколько государственных языков может быть в одной стране?) ориентирует учащихся на дискуссию. Выводы дискуссии могут быть оформлены в виде небольшого сочинения.

 

2. Сферы деятельности русского языка как государственного.

На первом уроке учащиеся выступают с докладами по проблеме (русский язык в административной сфере, науке, образовании, производстве, армии и т.д.). На втором уроке пишут сочинение публицистического стиля, обобщающее сведения, полученные на предыдущем уроке.

 

Государственная символика Российской Федерации.

Этой теме посвящается три урока. Выполняя задание 41, учащиеся рассуждали о символике цветов флага Российской Федерации. На уроках продолжается работа по изучению государственной символики: заслушиваются подготовленные доклады о государственной российской символике, учащиеся анализируют текст государственного гимна и учатся исполнять его.

Рекомендуемая литература к уроку:

Дегтярёв А.Я. История Российского флага. – М., 2000.

Крутов В.В., Крутова Л.В. Боже, царя храни: история первого российского гимна. – М., 1998.

Можейко И.В., Свивова Н.А., Соболева Н.А. Государственная символика России. История и современность. – М., 2003.

Пчёлов Е.В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн / Учебное пособие для 5-9 классов. – М.: «Русское слово», 2002.

Романовский В.К. Символы российской государственности. – М.: «Русское слово», 2002.

Соболева Н.А. Гербы городов России/ Альбом-справочник. – М.: Профиздат, 1998.

На третьем уроке учащиеся пишут творческие работы обобщающего характера о государственной символике России.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: