Задание 4. Определите, в каких предложениях встречаются речевые штампы и канцеляризмы, предварительно прочитав теоретический материал

Образец выполнения: Нами давно ведется работа по повышению успеваемости в группе (канцеляризм).

У Корнея Чуковского есть великолепная книга о русском языке «Живой как жизнь». Вот небольшой отрывок из нее.

«Я слышал своими ушами, как некий посетитель ресторана, желая заказать себе свиную котлету, сказал официанту без тени улыбки:

- А теперь заострим вопрос на мясе.

И как один дачник во время прогулки в лесу заботливо спросил у жены:

-Тебя не лимитирует плащ?

Обратившись ко мне, он тут же сообщил не без гордости:

-Мы с женой никогда не конфликтуем!

Как бы ни были различны эти люди, их объединяет одно: все они считают правилом хорошего тона возможно чаще вводить в свою речь слова и обороты канцелярских бумаг, протоколов, донесений и т.д.».

Чуковский назвал речь, насыщенную канцеляризмами, канцеляритом – как болезнь.

Канцеляризмы – слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем, но в других стилях речи они неуместны, являются штампами.

НПР.: Имеет место отсутствие запасных частей.

Штампы – это избитые выражения с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью. Штампами становятся слова, словосочетания и предложения, которые возникают как новые, стилистически выразительные речевые средства, но в результате слишком частого употребления утрачивают первоначальную образность.

НПР.: При голосовании поднялся лес рук.

1. Отец не решился появиться на горизонте жизни дочери.

2. Ввиду отсутствия дисциплины класс не пошел в театр.

3. Вышеупомянутые ученики не пришли в школу.

4. Этот праздник оставил неизгладимый след в душах учеников.

5. Именно в это время телезрители начинают изменять голубому экрану…

6. На школьном собрании остро стоял вопрос о дисциплине старшеклассников.

 

Задание 5. В приведенных примерах найдите фразеологизмы и свободные сочетания слов. Дайте толкование значения фразеологических оборотов.

Золотой дождь, золотые деньги, золотые годы, золотые руки, золотой перстень, золотые горы.

Задание 6. Исправьте ошибки, связанные с употреблением устойчивых сочетаний. Определите вид ошибки.

1. В этом движении важную скрипку играют христианские демократы.

2. Я не верю политику, который красиво сыпет бисером.

3. Для всей школы этот ученик стал басней во языцех.

4. Один за одним вышли друзья из школы.

5. Нельзя всех мерять под одну гребенку.

6. В Голливуде начались слухи о том, что будет сниматься биографический фильм о Лиз Тейлор.

 

Основные виды ошибок, связанных с употреблением фразеологизмов:

1. Изменение значения фразеологизма.

2. Грамматическое видоизменение фразеологизма (время глаголов, замена кр.формы прилагательных полной и т.д.)

3. Лексическое видоизменение фразеологизма (расширение или сужение его состава).

Задание 7. Определите по «Словарю крылатых слов и выражений» значение, происхождение следующих выражений. Употребите их в контексте, составив предложения. Выпишите из словаря два-три понравившихся выражения, объясните их значение.

Ни на йоту

Перейти Рубикон

Нашего полку прибыло

Посыпать голову пеплом

Двуликий Янус

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: