Обучение как способ организации педагогического прцесса

Традиционно обучение характеризуется дидактами как специально организованный, целенаправленный процесс взаимод-я педагога и обучаемых, в результате которого обеспечивается усвоение уч-ся определенной системы ЗУН, способов мышления и деят-ти, опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окруж миру.

По своей структуре обучение есть единство деят-ти обучающего (учителя) и уч-ся (см. схему 8). Учитель и ученик - субъекты учебного процесса.

 

Деят-ть ученика в процессе обучения обозначается в дидактике термином “учение”, деят-ть обучающего – термином “преподавание”.

Наряду с общими движущими силами педагог-го процесса к движущим силам обучения, например, относятся противоречия, характеризующие уровень подготовленности ученика к выполнению обязательных учебных заданий (образовательных стандартов). И.И. Прокопьев описал данную группу противоречий формулой: «надо – могу / не могу – хочу / не хочу». Иначе говоря, это противоречие между требованиями учебной программы и возможностями (желаниями, мотивами и т.п.) ученика.

Движущими силами процесса обучения являются также чувства и эмоции (переживание успеха, радости, уверенности в своих силах, желание быть первым и т.п.), волевые усилия и проявления ученика (настойчивость, ответственность, чувство долга и др.)

Структурные компоненты проц обучения: целевой(вкл цели и задачи обучения), потребностно-мотивационный(характ учебно-познавательные потребности и мотивы обучения), содержательный(определяет всю совокупность формируемых у субъектов процесса обучения ЗУН, отношений, ценностных ориентаций), деятельностно-процессуальный (характ формы, методы, средства организации и осуществления педагогического взаимодействия, направленного на решение целей и задач процесса обучения и освоение его содержания), эмоционально-волевой(характ процесс обучения с точки зрения интеллектуальных эмоций и чувств, а также его волевой направленности), контрольно-регулировочный(Вкл регулирование учебно-познавательной деят-сти уч-ся и контроль за ее ходом), оценочно-результативный(проверка и оценка успеваемости, качества знаний уч-ся, а также достигнутые результаты и степень эффективности процесса обучения).

Обучению как составной части целостного педагогического процесса свойственны собственно обучающая, воспитательная, развивающая функции.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: