На данном этапе исследования нами был изучен психологический климат коллектива и то, каким образом коллектив разрешает существующие конфликты. Нами не проводились исследования на выявление конфликтов в коллективе, так как мы считаем, что в любом, даже самом успешном и сплоченном коллективе конфликты неизбежны; главное - уметь с ними справляться.
Нами выбраны для изучения горизонтальные коммуникативные отношения, так как именно в формальном и неформальном общении персонала одного иерархического уровня формируется производственный климат коллектива, от состояния которого зависит успешность производства.
На собрании персоналу было предложено заполнить анкету, разработанную с целью улучшения психологического климата коллектива подразделения,[22] и опросник «Стратегии поведения в конфликте К.Томаса»[23](См. Приложение 5).
Анкетирование показало, что в целом коллектив удовлетворен своей работой, нежелание идти на работу и неопределенные чувства испытывают лишь 5 человек и лишь один – досаду и раздражение. В целом психологический климат в коллективе оценили в 7,5 баллов. Среди факторов, влияющих на формирование психологической атмосферы в коллективе, на первое место поставлены «отношения между сотрудниками», затем:
2. заработная плата,
3. внимательное отношение к персоналу со стороны руководства,
4. льготы и поощрения, принятые на предприятии,
5. условия работы на предприятии,
6. стиль управления принятый на предприятии, подразделении,
7. совместные праздники,
8. интересный и содержательный труд,
9.стабильность предприятия,
10.престижность работы на предприятии.
Т.е. результаты говорят о том, что для женщин в первую очередь важна дружественная атмосфера в коллективе.
Среди причин, мешающих развитию положительного психологического климата в коллективе были названы: слабая система материальной мотивации сотрудников (11 человек), слабая система моральной мотивации сотрудников (7 человек), напряженные отношения между сотрудниками (4 человека), наличие конфликтов (5 человек), отсутствие обучения персонала (4 человека); плохие условия труда (3 человека).
Среди предложений, высказанных анкетированными можно выделить следующие:
1. повысить моральную и материальную заинтересованность коллектива;
2. продолжить обучение сотрудников компьютерным технологиям;
3. создать комнату психологической разгрузки или комнату отдыха для сотрудников;
4. пригласить в коллектив психолога, для проведения тренинговых занятий.
На втором этапе данного эксперимента персоналом был заполнен опросник «Стратегии поведения в конфликте К.Томаса».
По результатам опросника мы получили следующий график.
Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Уступчивость |
9 | ||||
График показывает, что при решении конфликтов в коллективе наиболее используемы такие стратегии как избегание конфликта, что имеет как положительный, так и отрицательный результат. Положительный результат заключается в поддержании бесконфликтной среды, а отрицательный в том, что избегание может быть реакцией на конфликт, выражающейся в игнорировании и фактическом его отрицании ("не стоит делать из мухи слона").
Реже используется стратегия «компромисса». Как мы знаем, компромисс- это открытое обсуждение мнений и позиций, направленное на поиск решения, наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон. Преимущество использования компромисса - взаимная уравновешенность прав и обязанностей и легализация претензий. Компромисс, действительно, снимает напряженность, помогает найти оптимальное решение. Но хотелось, чтобы вместо компромисса в коллективе больше использовались стратегии сотрудничества и уступчивости, которые слабо развиты в данном коллективе. Ведь компромисс требует от каждой из конфликтующей сторон обязательно принести что-то в жертву, отказаться от чего-либо важного для сохранения хороших отношений.
Итак, в ходе эксперимента нами изучен психологический климат данного коллектива. На основании полученных результатов мы можем сделать вывод о высоком уровне сплоченности коллектива и наличии в целом удовлетворенности коммуникативными отношениями с коллегами и руководством, не смотря на существующие конфликты внутри подразделения. Персонал владеет такими стратегиями разрешения конфликтных ситуаций, как избегание и компромисс. Однако, нами выявлено недостаточное развитие таких стратегий как сотрудничество и уступчивость в разрешении конфликтов в коллективе.
Кроме того, отмечены слабая материальная и моральная мотивация труда сотрудников, недостатки в организации условий труда персонала.