Вперед к подлинному бытию

Положение клиента подобно положению человека, который спрашивает дорогу на улице. Будучи поглощен переживанием чувства потерянности, неопределенности и скованности, он все же заинтересован в том, чтобы найти верное направление и двинуться в нужную сторону с целью улучшить свое состояние. После того, как он безуспешно искал свой путь самостоятепьно, он, возможно, спрашивал дорогу у каких-то прохожих, которые еще больше запутали его своими противоречивыми и неясными рекомендациями. Следовательно, он решил обратиться за помощью к профессионалу, который, как он ожидает, не только знает верный путь, но и способен дать максимально четкие и определенные инструкции, как ему достичь своей цели.

Некоторые клиенты имеют совершенно четкие соображения насчет направления, в котором намерены продвигаться. Они могут явиться к терапевту со словами: «Я просто хочу сохранить брак», или «Все, о чем я мечтаю, так это побольше радости и получше высыпаться», или «Мне нужна Ваша помощь, чтобы освободиться от зависимости от моих родителей и начать жить самостоятельно». Часто они не понимают, почему сбились с пути, но, по крайней мере, у них есть идея о том, куда им нужно идти.

Многие другие клиенты на первую сессию приходят, не имея ни малейшего представления о том, что же они ищут. Все, что они знают, это что они в смятении, что им некомфортно, непонятно, и что они хотят покончить с таким положением дел, однако их представление о цели либо очень поверхностно, либо отсутствует в принципе. Они говорят: «Скажите, что мне делать, Вы же специалист», и часто это становится искушением для терапевта, побуждая его давать рекомендации по поводу того, какой путь выбрать.

Конечно, многие терапевты, прошедшие подготовку в лично-ориентированном или психодинамическом направлении, откажутся давать какие бы то ни было конкретные советы. Тем не менее, иногда терапевт не может удержаться от искушения делать скрытые предположения в процессе обдумывания тревоги, исподволь посылая клиенту мысль,

П. Установление контакта

что его дела налаживаются уже потому, что он начал осмысливать свои чувства. Или же давать интерпретации, выдавать конкретные суждения о том, где клиент ошибался. Работа в экзистенциальном подходе означает, что человек не сможет избавиться от ощущения потерянности или неопределенности и продолжить свой путь до тех пор, пока ему не станет ясно, куда он хочет идти. Экзистенциальный терапевт не станет указывать направление, но будет побуждать клиента собраться и принять решение.

Мотивация двигаться вперед возникает только тогда, когда клиент обрел ясное видение своих целей. Никакие искусственные построения здесь не сработают: клиент должен проникнуть вглубь собственных намерений. А роль терапевта состоит в том, чтобы контролировать процесс, убедиться, что клиент действительно проникает вглубь себя и изучает собственные склонности и цели. Ничьи чужие цели не подойдут. Только играя в унисон со своим собственным настроением (Сартр, 1943), человек обретает мотивацию реализовать тот проект, который он начинает. Это как раз то, из чего состоит подлинное бытие: меняться так, чтобы быть способным двигаться в том направлении, которое совесть называет верным и, таким образом, становиться автором собственной судьбы. Очень просто: быть подлинным значит быть честным перед самим собой.

Быть до предела честным с самим собой сущностно необходимо как тем клиентам, которые переживают собственную потерянность и не представляют, куда идти дальше, так и тем, кто считает, что они знают, чего им хочется. Проверять истинность ваших мотиваций и у(р намерений до тех пор, пока вы не убедитесь окончательно, что выбранное вами направление - это именно то, что вам нужно, придется всю жизнь.

Клиент, который приступил к терапии, уверенный в том, что хочет только лишь сохранить семью, может обнаружить, что, кроме того, хочет еще и более близких, дружеских отношений с партнером. А чуть позже он может обнаружить, что хочет увеличить свою способность поддерживать такие близкие и искренние отношения со всеми значимыми для него людьми. Притом что женщина упорствует в стремлении сохранить семью, может оказаться, что больше всего она волнуется о том, что скажут люди, если она пойдет на развод. Клиентка может вообразить, что делает это главным образом для того, чтобы угодить своей матери, которая всегда говорила, что жене следует всегда быть в состоянии удовлетворить любые желания своего мужа. Это значит, что она не уверена в выборе своего пути, потому что складывается впечатление, будто другие люди говорят ей, что ей нужно идти именно туда. Она не уверена, что лично она считает необходимым двигаться именно в этом направлении, поскольку это ее не удовлетворяет, и поскольку это, прежде всего, был не ее выбор. Однако, вскоре она обнаружит, что отказ от мысли сохранить семью и согласиться на развод также ее не устраивает, поскольку это было просто предложено другими людьми как вариант.

В конце концов, она поймет, что, следуя тому или этому пути просто потому, что люди так говорят, она никуда не придет, а будет просто ходить по кругу до головокружения и еще больше запутается. И только если она наберется сил проанализировать и понять свои внутренние мотивы к сохранению семьи, она сможет понять, что движет ею в стремлении остаться с мужем. И если она придет к осознанию того, что это и в самом деле важно для нее - быть способной к близким отношениям с супругом, равно как и сохранять теплые и искренние отношения с родителями, только тогда она подключит мотивацию, которая позволит ей эффективно работать над проблемой, существующей у нее в семье.

С этого момента для нее больше не будет самым важным делать все правильно для

С? того, что чтобы жизнь ее выглядела приемлемой и нормальной. Она не придает больше

значения видимости семейной жизни. Теперь для нее на самом деле важны искренние и

Вперед к подлинному бытию

сущностные отношения с супругом. Она уже не видит для себя цели в том, чтобы устранить определенные внешние раздражающие факторы, такие как: его курение в постели или привычка высмаркиваться в простыню. Она видит свою задачу в том, чтобы путем работы над собой иначе относиться к мужу, поскольку она хочет теперь не переделать его, а лучше узнать. Эта подлинная мотивация к установлению более близких дружеских отношений может распространиться также и на родителей, и на коллег. Это само по себе может стать истинной целью жизни.

Учиться быть ближе к людям, лучше узнавать и понимать их, учиться преодолевать барьеры и раздражение, само по себе становится вызовом. Это может стать самым важным аспектом в ее жизни, и принести ей в награду чувство удовлетворения, если она возьмется за это дело серьезно и изучит его в тонкостях, постоянно практикуясь.

Подлинное бытие приносит с собой мотивацию и энтузиазм, стремление хорошо делать то, что того стоит. Ощущение растущей жизненной силы и наслаждения жизнью есть признак подлинного бытия. Подлинное бытие наполняет человека ощущением собственной глубинной реальности. Там, где его недостает, там люди, как правило, погружены в ложную жизнь.

Ложная жизнь характеризуется чувством навязанного долга или переживанием недовольства собственной судьбой. Клиент, пришедший к терапевту с жалобами на чувство одиночества в своей повседневной жизни, или даже о самом себе, почти наверняка живет именно такого рода жизнью «секонд-хэнд». Жить такой жизнью значит делать то, что, как ты думаешь, люди ждут от тебя. Но в такой жизни человек редко принимает участие целиком, и, таким образом, постепенно теряет мотивацию продолжать то, что все больше становится похожим на выполнение какой-то обязанности. В исключительных случаях клиенты описывают это состояние как чувство отсутствия ответственности за самих себя, как будто они растеряли все свои полномочия и даже не могут рассматривать собственный опыт как нечто реальное. О них можно сказать, что они живут чью-то чужую жизнь, или что кто-то чужой живет их жизнь вместо них.

Катерину направил на консультацию семейный врач после нескольких ее визитов с проблемой, которую он назвал послеродовой депрессией. Она жаловалась, что не видит никакого смысла в том, чтобы перепеленывать и кормить своего малыша, потому что через четыре часа ей придется заняться тем же самым. Ей казалось, что она справляется с этой бесцельной и скучной жизнью только потому, что она, по собственному ее выражению, «перешла на автопилот». Казалось, что настоящая Кэти отказалась от всех своих интересов в жизни и что теперь ею руководит какая-то другая Катерина, отличная нянька для ее пятимесячного малыша, которая чувствует себя при этом совершенно нереальной и разбитой.

Ее семья (особенно муж и мать) полагала, что ей нужно побыть некоторое время вдали от ребенка, и они все устроили для того, чтобы она на несколько недель уехала к сестре в Ирландию, пока с малышом побудет бабушка. Катерина опасалась, что это может, скорее, ухудшить ее состояние, поскольку она не будет всецело заниматься малышом. Она высказала своему врачу опасения по поводу того, что муж и мать сплотились против нее и хотят причинить вред ей и младенцу. Она была настолько обеспокоена, что доктор решил, что У нее есть навязчивые мысли и что она может потерять контроль над собой. Он прописал успокоительное, от которого она отказалась, потому что оно делало ее еще менее реальной, менее самой собой и менее ответственной. Она накинулась на доктора, обвиняя его в том, что он делает попытки заставить ее повиноваться всему, что хотят проделать над ней ее мать и муж. Это укрепило подозрения доктора о том, что с нею что-то серьезно не в поряд-

II. Установление контакта

ке. Консультирование было последним выходом, за которым последовало бы лечение в психиатрической клинике. Надеялись, что ее убедят в необходимости отдыха и что она примет хоть какое-то лечение. Катерина это очень хорошо понимала и начала терапию со смешанными чувствами, и во всеоружии.

Когда Катерина обнаружила, что у нее появилась возможность исследовать ее страхи и ощущение нереальности, ее облегчение было почти осязаемым. Когда она поняла, что никто не будет говорить ей «разберись в себе» и «соберись», ее отношение изменилось, и она прекратила упоминать о своем страхе, о том, что люди преследуют ее.

Теперь она и в самом деле принялась рассматривать свою ситуацию и постепенно обрела способность ее осмысливать. Обнаружилось, что она была чрезвычайно разочарована своим материнством. До рождения ребенка она работала в банке, и хотя была в целом довольна, она никогда не чувствовала себя частью того мира, часто ощущая нереальность своей повседневной жизни. Свадьба с Джоном также казалась чем-то, что она должна была сделать после долгого, четырехлетнего периода помолвки. Они хорошо уживались друг с другом, но они оба были уживчивыми людьми. Между ними никогда не было ничего плохого, но никогда не было и ничего особенно хорошего. Она чувствовала так, будто делает то, что ей полагается делать: работа и свадьба, хорошие отношения с обеими семьями, несколько вечеринок и выездов на природу. Она чувствовала, как ждет, чтобы началась жизнь.

Потом она забеременела и решила: это - оно. Она знала, что бросит работу и посвятит себя ребенку. Она чувствовала себя очень живой и одушевленной, читала массу книг о родах и связала десятки детских кофточек. Хотя она хотела рожать естественным путем, в конечном итоге она прошла скоропомощное кесарево сечение. Хотя она пробовала кормить малыша грудью, это оказалось настолько проблематичным, что ей пришлось отказаться и от этой мечты, и она вновь обнаружила себя в мире посредственности. Она просто решала задачи и выполняла свой долг в этакой отвлеченной манере. Только теперь все выглядело так, будто не осталось уже никакой надежды; то, что должно было стать ее спасением, обернулось таким же провалом, как и все остальное. Так могло продолжаться вечно. Так в чем же смысл? Она чувствовала, что надежды нет.

Ясно, что, несмотря на безнадежность, Катерина противостояла любым попыткам ввергнуть ее в «болезнь» и прекратить ее попытки бороться. Она чувствовала себя более живой, когда боролась. Было ужасно чувствовать себя такой одинокой, но она знала, что обязана противостоять такому подходу в любом случае. Наиболее важной задачей при работе с нею было понять, почему так это существенно для нее и почему эта борьба придает ей силы и достоинство.

Исследуя свое стремление настоять на своем, и во что бы то ни стало самой ухаживать за ребенком, как бы плохо она себя не чувствовала, Катерина открыла, что, не смотря на утраченные иллюзии о материнстве, она сейчас еще более чем когда-либо верит в то, что ей важно быть настоящей матерью. Она была разочарована тем, насколько все это было трудным, и тем, как мало блаженства это ей принесло, потому что прежде она представляла все это очень уж приятным, возвышенным и радостным. Наоборот, это столкнуло ее лицом к лицу с неизбежностью обычных и довольно скучных аспектов бытия.

Хотя искушение убежать и спрятаться от этого открытия было велико, она не согласна была платить за это отказом от ребенка. Она не собиралась потерять возможность показать свое терпение и способность сделать материнство самым лучшим, что есть в ее жизни, даже если это оказалось намного более сложным, чем она изначально себе представляла. Никто,

Вперед к подлинному бытию

даже самый доброжелательно настроенный в мире доктор, ни даже ее муж или мать, никто не сможет отнять у нее последний шанс. Она все же может быть хорошей матерью.

Катерина поняла теперь, что быть хорошей матерью не значит полностью посвящать себя нуждам ребенка. Это даже не обязательно значит естественные роды или грудное вскармливание. Кесарево и бутылочка - это, в конечном итоге, тоже оказалось частью ее материнства, хотя она и хотела бы, чтобы все было не так. Нет, быть хорошей мамой для Катерины означало быть рядом с малышом, наслаждаться той особой близостью, затевать маленькие игры и обниматься, учиться понимать этого маленького человека и восхищаться его достижениям. Вот без чего она не смогла бы обойтись. Она была чересчур занята своим разочарованием и психологическим дискомфортом, чтобы тратить время на то, что было для нее самым важным. Было чувство, будто она упустила самое важное, без чего все остальное теряет смысл. Она была так занята решением проблем, убеждением врачей, нянек и акушерок, что могла вообразить, будто ее желание быть с ребенком исчезло. И только когда ей стали указывать на то, что она не слишком хорошо справляется и что ей пора отдохнуть от ребенка, только тогда она вспомнила о своем страстном желании быть с ним.

Чем больше Катерина напоминала себе о своем первоначальном желании иметь дитя, тем ближе она становилась своему малышу. Вместо того, чтобы позволять другим кормить ребенка, она настояла на том, что будет кормить его сама, и очень многое узнала о характере Джэми в процессе такого тесного общения. Она обнаружила, что хотя у нее и были к нему претензии по поводу всех разочарований, которые ей пришлось пережить, но теперь она может любить его даже больше, и это сделало времяпровождение с ним настоящей наградой. Она теперь гораздо хуже справлялась с домашним хозяйством, что ранее было ее прерогативой, зато теперь она могла кататься с Джэми по полу, щекоча его. Вскоре Катерина поехала к сестре в Ирландию, но Джэми она взяла с собой. По возвращении она выглядела как обычная, уставшая, но довольная мама. Ее депрессия осталась в прошлом.

Прежде чем понять свою собственную реальность, Катерина осознала две важные идеи. Первое - что ей следует смириться с тем, фактом, что ее иллюзии развеяны и что она справилась со своей задачей не так хорошо, как, по ее мнению, должна была бы. Во-вторых, ей пришлось открыть для себя свое истинное желание и мотивацию, чтобы делать то, что сейчас стояло на первом месте - научиться быть полным и искренним человеком в материнстве. Со стороны она выглядела страдающей от депрессии, ошеломленной сложностью задачи и, возможно, скучающей по своему трудовому прошлому в банке. На деле же в депрессии она была потому, что еще не окончательно погрузилась в материнство, и опасалась, что у нее не получится то, что было для нее самым главным делом в жизни.

До тех пор, пока Катерина ориентировалась больше на мнение окружающих по поводу того, что с нею не так, она чувствовала ужас и нереальность происходящего. Конечно, в этом не было ничего нового, поскольку она была приучена чувствовать нереальность и скуку, и отсутствие личной ответственности за собственную судьбу. Она привыкла жить жизнью «секонд-хэнд». Материнство было для нее шансом стать настоящей, принять на себя ответственность за свою жизнь. Вот почему это было для нее так значимо, когда все, казалось, стало рушиться. Вот почему она впадала в отчаяние, когда все, казалось, намекали на то, что ничего не остается, как отказаться от материнства как от профессии. Это стало для Катерины тем вызовом, который встряхнул и пробудил ее, заставил ее осознать, чего же она хочет от жизни. Она не хотела ни освободиться от ребенка, ни вернуться к работе - напротив, ее желанием было полностью посвятить себя тому, что она считала своей профессией. °на хотела научиться быть хорошей мамой для Джэми, даже при том, что это изматывало ее

П. Установление контакта

и подчас разочаровывало. С глубоким убеждением, посвящая себя этой задаче, не просто из одного только чувства долга, она открыла для себя силу той жизни, которой ты живешь лично, «из первых рук», которая давала ей достаточно воодушевления, чтобы преодолевать новые препятствия на своем пути.

Опыт Катерины - прекрасная иллюстрация к тому определению, которое дал подлинному бытию Ясперс: «становиться собой, переживая поражение» (Ясперс, 1931). Часто ошибочно понимают подлинное бытие как выбор наиболее приятного, возможность свободного выбора и следование случаю. Спонтанность может быть следствием подлинного бытия, но она не является его источником. •■

Подлинное бытие похоже на следование своему пути, с учетом ограничений ситуации и в своих собственных рамках. Это никогда не означает выбор пути «наименьшего сопротивления». Это всегда значит идти по той дороге, которую указывает собственная совесть, приобретая по дороге силы сопротивляться, не важно чему, чувствовать себя живым и реальным. Это чувство приходит, если ты действуешь в унисон со своими собственными целями и намерениями. Это и отличает подлинное бытие от амбициозности, высокомерия и упрямства.

«Подлинность3» дословно означает «истинность» или «авторство»; оно указывает на от- 0 ношения к собственности. Если нечто подлинно, то оно - чья-то собственность, в переводе в греческого - самодельное, сделанное собственноручно. На самом же деле греческое слово «authentes» (тот, кто подлинен) в более общем смысле означает человека, который правит, хозяина и, в более узком смысле, того, кто убивает или совершает самоубийство. Таким образом быть в ответе за себя, как мы видим, значит распространять власть на других, право не только дать жизнь, но и отнять ее.

Конечно, в английском концепт «подлинность» не имеет такой сильной коннотации. Однако, подлинное бытие включает понятие решительного выбора между тем, что является собственным, а'что - нет. Это требует от человека подтверждать и придерживаться того, что он считает своим, и отказываться и освобождаться от всего, что он таковым не считает. Подлинное бытие похоже на способность делать ясные и хорошо обдуманные выборы в соответствии с теми целями, которым имеют ценность и которые личность готова реализо-вывать. Вместо следования за лидером общества или толпы (Кьеркьегор, 1846а), или жизни в статусе «они» (Хайдеггер, 1927), дрейфуя за тем, что «дано» или «не дано», подлинная личность следует своим руководящим принципам. Она создает свою жизнь сообразно своим представлениям о том, что верно, а что ложно, движется вперед в направлении своей цели и намерения, будучи, прежде всего, верна самой себе. Быть подлинным значит постоянно сталкиваться с собственными ограничениями, возможностью поражения и смерти, а также открывать для себя новые возможности.

Быть верным и честным перед собой и перед своими принципами - то, о чем легче сказать, чем сделать. Семья и врач Катерины полагали, что они побуждают ее быть честной по отношению к ее потребности в покое, когда говорили ей о необходимости сделать перерыв и немного отдохнуть. Она сама сомневалась на сей счет, однако не была уверена, что это было именно то, что ей надо. По этому поводу она говорила: «Возможно, мне действительно надо отдохнуть от Джэми, может быть, я обязана это сделать, но мне все же не хочется этого делать, мысль об этом еще больше огорчает меня». Катерина не чувствовала никакой

3 В оригинале «authenticity», то есть аутентичный, синоним слав, «подлинный». - прим.пер.

Вперед к подлинному бытию 59

тяги к тому, что другие считали целесообразным. При том, что она явно не осознавала, чего именно она хочет, тем не менее, она достаточно хорошо понимала свои внутренние цели, чтобы определенно заявить, чего конкретно она не хочет.

Она была похожа на заблудившегося путника, измотанного и угнетенного поисками верной дороги и постоянными усилиями выжить в этой сложной ситуации. Благожелательные люди, при виде ее состояния, предлагали ей оставить поиски и спрятаться в хорошем отеле. Она чувствовала отвращение при мысли о том, чтобы бросить поиски теперь, когда она уже так близка к цели. Однако она была слишком уставшей, чтобы ясно мыслить и постепенно люди убеждали ее своим отношением в том, что усилия ее напрасны. Она боялась, что никто не сможет указать ей верную дорогу, она не просто заблудилась, но у нее, к тому же, не было сил скитаться от одной дороги к другой, каждая из которых либо перекрыта, либо ведет в никуда.

Все, что ей было надо сделать, так это напомнить себе, куда нужно идти, и вновь приобрести мотивацию продолжать путь. Для этого ей понадобилось вспомнить о своем желании быть с ребенком. Ей нужно было вернуться к своему первоначальному намерению, представляя себе его более реалистично. Задача терапевта состояла в том,чтобы помочь ей воссоединить ее первоначальное намерение и цель. Далее, надо было помочь Катерине увидеть ее нынешнее положение на карте ее бытия и все конкретные детали, из которых складывался ее дальнейший путь. Кроме того, важно было помочь ей поверить в себя и поддержать в решимости преодолеть неизбежные препятствия, которые ее ждут.

Как и ожидалось, изучая перспективы, Катерина от состояния депрессии перешла к состоянию тревоги. Ее тревога в особенности была связана с ее способностью (или неспособностью) поставить под сомнение правильность соображений других людей относительно ее заболевания. Она привыкла присоединяться к мнению других, которых она привыкла считать большими авторитетами в таких вопросах, чем она сама. Теперь она поверила в то, что именно она была права в своем стремлении оставаться с ребенком, несмотря на настоятельные рекомендации всех уважаемых ею людей. Это отражало высокий уровень ее тревоги. Ее тревога была не показателем ее сомнения в себе - скорее она указывала на ее растущую способность самостоятельно решать, что и как она должна делать. Когда она сама это осознала, ее тревога стала для нее знаком ожидания. Это было напоминанием о том, что ей нужно подготовиться к тем трудностям, которые ждут на выбранном ею пути, а не ждать, что все пройдет как по маслу, и ее мечты волшебным образом воплотятся в жизнь. Тревога была знаком ее включенности в жизнь, ее готовности к неизбежным кризисам,

Катерина быстро выучила этот урок, потому что ее внутреннее осознание своего истинного намерения было достаточно сильным, несмотря на все колебания, которые имелись по поводу его претворения во внешнюю реальность. Она могла почти сразу же реализовать свое новое понимание ситуации, потому что у нее был накоплен немалый опыт, от которого можно было отталкиваться. В детстве она занималась со своими двоюродными братьями и сестрами, и прекрасно знала, чем порадовать малышей. Ей нужно было только хорошенько все вспомнить и обрести немного больше уверенности в том, что она сможет совмещать чудесную радость от игры с ребенком и свою вновь обретенную ответственность взрослого человека.

Хотя Катерина постоянно думала о том, как убедить остальных в правильности своего решения, они сами быстро в это поверили, лишь только она убедила в этом себя. Так часто бывает: люди, которые уверены в том, что им нужно делать, редко сталкиваются с теми, кто препятствует их продвижению вперед. А те, что колеблются, встречают людей, которые

II. Установление контакта

пытаются остановить их или убеждают их изменить направление, желая увлечь за собой. Таким образом, лидерами могут стать те, кто уверенно и решительно следует своей судьбе, как и подразумевает слово «аутентичный»3. Те, кто живет неподлинно, не осознавая собственного пути, всегда будут последователями, до тех пор, пока они, может быть, не почувствуют, что лидер заводит их не туда.

Конечно, нет никакой гарантии того, что подлинные решения насчет выбора направления в жизни автоматически приведут вас куда надо. Люди ошибаются, даже если они полностью осознают свою ответственность и способность принимать решения. Подлинность не есть самоценность и, конечно, она не гарантирует того, что ваша дорога верна. В изобилии примеры, когда люди были способны успешно изучить свой внутренний мир, жить по своим правилам энергично и с энтузиазмом, твердо стоять на том, что и привело их и их последователей к провалу. Подлинность в изоляции - синоним сумасшествия. В тот момент, когда человек решает жить подлинной жизнью, ему нужно найти критерии, чтобы определиться, что верно, а что - нет. Поскольку старые правила утратили силу вместе с отказом от внешнего руководителя, новый внутренний руководитель нуждается в компасе, которому можно довериться в пути.

Притом что первый шаг в экзистенциальной терапии это всегда оказание помощи клиенту в пересмотре его внутренних намерений и его собственного направления, необходимо также поощрить его проверить эти намерения и это направление в рамках некоей безусловной истины. Чтобы отслеживать направление, нужны ориентиры.

Поиск ориентиров

Когда клиент пробует следовать своему истинному намерению и приступает к реорганизации жизни в соответствии с новым взглядом на понятия «хорошо» и «плохо», ему нужны четкие критерии. Гуманистический подход заранее считает человека в целом позитивным созданием, которое конструктивно развивается - дай ему только нужные условия. Экзистенциальный подход предполагает, что люди могут устремляться в разных направлениях - плохих и хороших, и только осмысление того, что составляет добро и зло, дает возможность проверить сущность того или иного выбора.

Гуманистический терапевт может просто стараться поддержать клиента в исследовании его возможностей. Он будет верить, что нарастающее осознание станет наградой и приведет к росту и позитивным переменам. Экзистенциальный терапевт не так твердо убежден в человеческой доброте, и он примет во внимание слабость человека наряду с его силой. Экзистенциальная терапия не видит цели ни в достижении обширного эмоционального выплеска, который породил бы эффект катарсиса, ни в судорожном переустройстве условий жизни клиента. Экзистенциальный терапевт с осторожностью отнесется и к внезапным попыткам клиента решительно все перекроить, о чем потом клиент может сожалеть.

Вместо этого цель - воодушевить клиента на то, чтобы ориентироваться в окружающем мире по собственному компасу его совести. Терапевт будет помогать клиенту вырабатывать собственное отношение, но не импульсивное, а осмысленное. Рано или поздно клиенты просто обязаны принять решение, которое изменит многое в их жизни. Однако, как правило, излишняя спешка, нетерпеливое желание сделать мощный рывок свидетельствуют о том,

Поиск ориентиров

что клиент все еще заблуждается, и продолжает верить в свою способность превратить жизнь в подобие рая.

Ориентируясь по компасу совести, всегда приходится вписываться в более обширные координаты универсальных принципов. В противном случае луч света, который указывает вам путь, быстро превращается в блуждающий огонек и часто приводит к попытке самоудовлетворения путем побега от внешнего руководства в благословенный мир внутренних правил личности. В этом случае результат почти наверняка будет саморазрушительным и приведет не к прояснению ситуации, а к еще большей путанице.

Так, первый критерий, указывающий на истинную мудрость, которую человек приобрел, состоит в том, чтобы, после изучения пространной карты, найти на ней собственное направление. Пока внешнее руководство и установленный порядок пересматриваются в целом, нельзя их просто выбросить и заменить хаосом. Их исследуют на предмет их абсолютной значимости в большем пространстве мирового порядка и устраняют только тогда, когда внутреннее руководство нашло более емкий принцип.

Взять, к примеру, клиентку, которая начала с жалоб на ограничения, наложенные на нее семейной жизнью. Она чувствует, что должна нести чересчур тяжелую ношу и вознаграждается за это только лишь принятием этого факта как данности. Она вполне готова подать на развод, поскольку ощущает чувство крайней неудовлетворенности. Это чувство говорит ей, что так дальше продолжаться не может. Нет ничего легче, чем поддержать интенсивное раздражение этой женщины, возникшее от такой, кажется, абсурдной ситуации. Можно скрыто побуждать ее заняться разводом, просто проявив стойкую (и, возможно, вполне искреннюю) эмпатию. Легко, наверное, потворствовать ее вновь найденной возможно-подлинности и ее страстному желанию свободы, похвалив ее за напористость, даже если само стремление будет совершенно деструктивным. Конечно, тот факт, что она открыла для себя возможность выбирать, а не страдать, оставаясь пассивной, равно как и возможность выражать свои чувства, может показаться сам по себе весьма ценным.

Однако, отделить клиента от ситуации вместо того, чтобы оценить ее - значит четко показать, насколько односторонним и ошибочным может быть такой подход. Опытные консультанты и терапевты знают, как этого можно достичь в разных ситуациях, и знают, что подтолкнуть клиента поскорее совершить решающий шаг - не всегда лучший выход из ситуации.

Экзистенциальное консультирование и терапия не обеспечивают комфортный перелет из реальности, а, напротив, напоминают клиенту о смысле сложившейся ситуации и о том, что необходимо принять свои собственные ограничения и рассчитывать на собственные силы. Выполнение этой задачи должно быть вписано в пределы человеческих возможностей.

Если экзистенциальный терапевт намерен приблизить клиента из состояния инсайта к неизбежным противоречиям бытия, становится важным ряд вопросов. Это - границы человеческого существования, и они могут стать основными принципами бытия. Притом, что никто не может похвастаться совершенным знанием законов Вселенной, существуют все же некие аккумулированные представления, сформулированные и накопленные людьми за века жизни. Эти представления могут послужить для создания своего рода полезной карты.

В качестве основного принципа выдвигается мысль о том, что человеческое бытие есть борьба противоположностей. В каждом переживании есть две стороны. На каждый аргумент есть контраргумент. Позитивные аспекты, оказывается, снабжены негативными составляю-

П. Установление контакта

щими, и наоборот. Люди всегда чувствуют себя где-то в континууме между жизнью и смертью, добром и злом, позитивом и негативом, активностью и пассивностью, счастьем и горем, близостью и удаленностью.

Кажется, большинство людей борются за обеспечение для себя безопасного, стабильного положения внутри континуума противоположностей. Думая о себе, они учитывают некоторые универсальные аспекты человеческого бытия, а остальные отвергают. Они, скажем, могут думать, что в целом они здоровы, умны и честны, и забывать при этом о свом уязвимом месте, способности ошибаться и склонности приврать.

Сильвия, к примеру, бывало, думала, что она совершенно миролюбива и выступает против любых проявлений жестокости. Она была убежденной вегетарианкой и активной участницей различных мероприятий за мир и против жестокости. За помощью она обратилась после того, как ее оставил очередной бойфренд. Это навело ее на размышления о том, что же тут не так. Бойфренд Сильвии, как и его предшественники, сказал, что уходит от нее, поскольку ее «фанатичные» увлечения и обязательства не оставляют никакого места для него. Сперва, она пыталась найти мужчину, который в состоянии будет соответствовать ее хорошим, положительным качествам. Она жаловалась, что их раздражает ее пацифизм, особенно если учесть, что она не готова была отступить со своих позиций, просто чтобы сделать им приятно. Она полагала, что это нечто такое, что мужчины в принципе не могут принять в женщине.

Было очевидно, что Сильвия не осознает противоречивости своей позиции и не улавливает в своей не-жестокости агрессивных полутонов. Только признав бескомпромиссность собственной позиции, она смогла начать говорить о своих проблемах. Вскоре она осознала, что уклонялась от строгого следования своим принципам. Она отказывалась делать что-либо для умиротворения спорящих с нею, и вдобавок признать, что ей не хватает мягкости и понимания. Сильвии необходимо было осознать, что агрессия и жестокость могут выполнять какую-то функциюи что она сама, хоть и считает, что отказалась от них в пользу пацифизма, на самом деле использует агрессию и жестокость в скрытых формах.

Сильвия выяснила, как ее отказ от этих качеств и отношений сделал ее заложницей однобокого типа поведения, который на практике оказался совершенно нежизнеспособным. Она закончила, противореча своим собственным принципам, и была неспособна даже сама это заметить.

Когда она позволила себе проявлять свою жестокость не только в существенных разногласиях со своими приятелями, но также и в тех областях, где она до сих пор предпочитала играть роль женщины предельно миролюбивой, она постепенно смогла поддерживать более гибкие отношения. В результате она так продвинулась в дружбе с одним из своих приятелей, что для нее стали возможными долговременные отношения. Он не казался ей уже таким несимпатичным, когда она смогла распознать свои агрессивные аспекты. Она стала менее, или как она сама выразилась, намного менее экстремальной, и потому с нею легче стало жить.

Хотя Сильвия теперь была способна лучше взаимодействовать со своим приятелем, ей не удалось никак смягчить свои идеалы. Все, что она в этом отношении делала, это смотрела на их следствия и открывала для себя более реалистичные способы их выражения. Это позже принесло ей способность лучше осознать свои границы и жить более полной жизнью. Когда она высвободила свой ригидный образ, созданный ею самой, наступило облечение. Она сказала, что никакой потери в этом не было, кроме приобретения. В конечном счете, она смогла понять агрессивное поведение других людей, которое она раньше начисто отрицала.

Поиск ориентиров

Она также увидела противоречие в своем собственном отношении, когда она, борясь за мир, силой противостояла умиротворению.

В этом плане наши открытия по части собственных ограничений похожи на то, как если бы мы узнали, что кто-то рисует, пользуясь цветами половины спектра. Сперва это может быть болезненным, но более полная перспектива того стоит. Пребывая в рамках ограничений, естественных для человека, люди на самом деле способны на гораздо большее разнообразие, чем они себе обычно позволяют.

Нередко в процессе терапии клиент открывает в себе такие закоулки души, о существовании которых он раньше и не подозревал. Такая работа, несомненно, продвигает нас по пути более глубокого понимания личности и характера, но дальше этого дело не заходит. Экзистенциальный подход, отказываясь понимать человека как набор составных частей, представляет его как чувствительный механизм, который можно настроить на восприятие целого оркестра, понимание всего спектра человеческих качеств, отношений и переживаний, хотя многие стараются ограничиться более скромным, камерным звучанием.

С экзистенциальной точки зрения, исследование полного спектра бытия и знакомство с законами гармонии, которые его организуют, могут стать базой. Основываясь на ней, клиент сможет расширить круг своих возможностей. Хотя изучение часто дает противоречивые результаты, постоянная смена позиций вовсе не является желанной целью. Не следует полагать, что какая-то из них окажется абсолютно истинной и станет ключом к счастью. Напротив, экзистенциальный терапевт убежден в необходимости исследовать весь набор, с тем, чтобы можно было моделировать свою жизнь и гармонизировать ее. Другими словами, исследовать противоположности не значит непременно выбирать одну из них, как не стоит и непременно бороться за золотую середину. Это больше похоже на движение между двумя полюсами, когда мы вольны сделать выбор, исходя из максимального количества возможностей, которые нам доступны.

В чем состояла цель работы с Сильвией? Целью не было ни научить ее больше соответствовать ее собственному пацифизму, ни заставить ее бросить его вовсе, ни предложить ей отказаться от него и вести себя более агрессивно. Целью было привести ее в то состояние, когда она сама сможет увидеть наличие двух крайностей в своем бытии и прекратит притворяться. За этим стояло предположение, что Сильвия, как и многие другие, была способна переживать весь спектр человеческого опыта и, следовательно, должна была подавить в себе какую-то часть личности для того, чтобы казаться именно такой. Идея была такова, что она должна обрести большую свободу и большую реальность в понимании самой себя, познавая свои возможности, а не ограничивая себя. Опыт Сильвии подтвердил эту гипотезу.

Важно помнить, что, когда мы решаем для себя эту проблему крайностей, существующих рядом, наша цель - вовсе не компромисс. Экзистенциальный идеал не состоит в том, чтобы прийти к какой-то интеграции, где бесплодный опыт растворяется в пресном усреднении. Цель состоит в том, чтобы расширить рамки нашего репертуара и приобрести способность воспринимать большую контрастность в себе и в других. Цель экзистенциальной терапии скорее в том, чтобы научиться пользоваться цветом, а не привыкнуть рисовать только серым. В результате простая игра на одной струне заменяется многоголосой симфонией. Должно быть, любая точка зрения, отрицающая свою противоположность, является лишь частично верной. Универсальность и многообразие - признаки истинного стремления к Целостности.

Конечно, природа становится моделью, вдохновением для такого диалектического взгляда на жизнь. Природное бесконечное движение от света к тьме и от тьмы к свету, от тепла

И. Установление контакта

к холоду и холода к теплу, ее дневной ритм, смена времен года и погодные изменения, все это - прототип человеческого бытия. Мир проходит через изменения, когда бесплодие зимы сменяется зеленью весны и превращается в сочное лето и, пройдя золотую осень, возвращается к бесплодию зимы. Времена года и погодные изменения служат наиболее очевидными напоминаниями об изменчивости и мимолетности природы бытия. И хотя от этого иногда хочется стенать и стонать, никто, на самом деле, не хотел бы жить в неподвижном мире, всегда с неизменной погодой, и в одно и то же время года.

Так же стремление заставить людей соответствовать предустановленным параметрам поведения и чувств часто кажется привлекательным, однако это совершенно нежизнеспособное, тупиковое решение. Напротив, точное знание собственных границ дает возможность попасть в те области, которые нам пока недоступны. Это даст нам своего рода карту, по которой можно будет рассчитать свое местоположение, скорость и траекторию движения.

Самые важные полюса на карте бытия - жизнь и смерть, бытие и небытие, присутствие и

отсутствие. Мысленно все крайности можно понимать в отношениях исконных связей между

жизнью и смертью. Жизни дано включать в себя все, что охватывает бытие в мире. Таким

образом, жизнь есть синоним завершенному опыту человека, включающему реальности

рождения и смерти, противостояние между болью, страданием, необходимостью трудиться,

борьбой за жизнь, склонностью ошибаться, замкнутостью и непременной зависимостью от

воли судьбы. Смерть, или ничто, отражает перспективу несовершенного, сокрытого. Она

означает трансценденцию, измерение, лежащее в далеком основании человеческого бытия.

Это измерение включает в себя более широкую структуру, включающую в себя жизнь чело-

Ч века: природный цикл, пространство и время, переживание страха и чуда.

4& Все остальные крайности легко можно понимать как вариации на тему этих двух более

> общих противоположностей. Когда затрудняется выбор между двумя противоположностя-

*i ми, нужно восстановить природное движение. А это можно сделать легче, когда хорошо

д понимаешь основные принципы и функции. Некоторые из основных противоположностей,

<& с которыми обычно возникают затруднения - принятие - отвержение, включение - исключе-

д ние, доминирование - подчиненность, добро - зло, сомнение - вера, давать - получать. Ни

3 одна из этих противоположностей не противоречит другой: они - две стороны одной медали.

\V~ И напряжение между ними есть субстанция жизни. Энергия перетекает от положительного

""< полюса к отрицательному, и вырабатывается электрический ток. Разрешите току свободно

течь по проводам, и это наполнит вас энергией для созидательной жизни.

Как часто люди выбирают одну сторону медали, считая правду простой и однозначной, вместо того, чтобы признать ее сложной и парадоксальной. Они устраивают в себе короткое замыкание и жгут всю энергию в безнадежной попытке удержать это кривобокое положение. Другие распознают крайности, но при этом боятся их смысла. Они пытаются совладать с противоположностями путем их усреднения, смешивая и уступая до тех пор, пока вся сила не будет отнята от жизни.

Несколько кратких примеров прояснят и полнее раскроют эти теоретические принципы в их отношении к консультированию и психотерапии. Они продемонстрируют необходимость поиска недостающего элемента. При работе терапевт должен постоянно держать в уме следующие вопросы: как этот клиент искажает правила? Как он скрывает от себя часть своего опыта и как пытается сгладить элементарные принципы? Какую часть правды он упускает? Как именно он протестует против напряжения, парадоксов и противоречий жизни?

Когда Эд пришел на консультацию, он чувствовал, что его девушка, Мэнди, собирается оставить его. Он сказал, что не знает, как ее заставить полюбить себя. Это было хорошей

Поиск ориентиров

иллюстрацией к тому, как Эд воспринимает мир, где он сосредоточился над задачей сохранения контроля. Он осознавал эту свою доминанту, которой, по правде говоря, даже гордился, поскольку выработать такую самоуверенность ему удалось только после нескольких лет работы над собой, и этим он пользовался для того, чтобы укреплять свои позиции в отношениях с женщинами. Поэтому его разочаровало, что ни его честно заработанная уверенность в себе, ни способность все держать под контролем, не обеспечили ему верности Мэнди.

Между ними была большая любовь. Он сказал ей, что хочет на ней жениться. И почти сразу же она стала открыто заигрывать с его друзьями, даже при том, что она в принципе согласилась выйти за него. Чем больше он давил на нее, тем сильнее она его провоцировала. Теперь он знал, что она переспала, по крайней мере, с двумя из его друзей, и не мог больше это терпеть. Он разорвал отношения с Мэнди, сказав ей, что она потаскушка, и что ей незачем больше приходить в местный паб, где он впервые познакомил ее со своими друзьями. Он был поражен и унижен, когда узнал, что Мэнди не собирается бросать своих новых друзей. Теперь перед ним возникла дилемма. Он мог либо продолжать страдать от постоянных напоминаний о своем поражении и поддерживать отношения с друзьями, хотя они открыто спали с Мэнди, либо порвать со своим окружением. Тогда он должен был пренебречь своей безопасностью и дружественными отношениями конкретно с этим пабом, его друзьями и подругой, в которую он был, как и прежде, отчаянно влюблен.

После пары занятий Эд решил, что у этой ситуации есть еще одно решение, и что он знает, как с ней справиться. Он постарался убедить друзей поддержать его и начать игнорировать Мэнди. Это не сработало, поскольку они не верили, что она имеет для него такое большое значение. Он пытался заставить Мэнди принести ему клятву верности и вторично предложил ей выйти за него замуж. Это также не подошло. Она рассмеялась над ним, а потом в слезах убежала. Эд никак не мог взять в толк, что происходит, и на третье занятие явился, размышляя над своими дальнейшими действиями. Он был уверен, что должен снова взять ситуацию в свои руки. Он позволил им всем себя дурачить. Он должен им показать. Он собирался начать новую жизнь. Он уже нашел новое жилье, в другом районе с другим пабом. Он также планировал найти новую работу и завести новых друзей. Он покончил со своей старой жизнью.

Эд никак не мог уловить односторонности своего подхода к миру и к людям, его окружающим. Все его попытки улучшить положение только усугубляли эту ошибку. Он попал в порочный круг. Чем больше он старался самоутвердиться и контролировать свой мир, и чем сильнее, вследствие этого, его друзья бунтовали против него, тем большую необходимость он чувствовал в том, чтобы усилить давление, и все дальше углублялся в попытки контролировать свое окружение.

Хотя Эд рассматривал переезд как признание поражения, он пришел к осознанию того, что избегает проблемной ситуации для того, чтобы не нужно было признавать за собой свои ошибки. Это также мешало ему попытаться угадать, какова на самом деле точка зрения других людей. Он просто хотел построить новый мир, полагаясь на свой собственный образ.

В опыте Эда было одно упущенное измерение: подчиненность, необходимость, утрата и уязвимость. В его картине мира только он мог быть хозяином, стоять на вершине, убедившись, что все остальные не могут его подвести, контролируя ситуацию. За счет такого подхода к жизни он создал в своем окружении атмосферу противодействия и мятежа, поскольку он часто игнорировал и подавлял людей, которые были рядом с ним.

Когда Эд начал понимать, что мир его сконцентрирован вокруг его потребности контролировать ради самосохранения, первой его реакцией было чувство вины и злости на себя,

П. Установление контакта

оттого что он мог так себя вести. Ему было стыдно, когда он думал, что Мэнди могла испытать хоть десятую часть того отчаяния, что и он. Его потрясло осознание того, что возможно, у нее не было никакого лучшего способа ответить на его унижения, кроме как унизить его самого, поддерживая интимные отношения с его друзьями. Когда он вспомнил ее слезы при прощании, он подумал, что, вероятно, он в ответе за львиную долю причиненного вреда.

Эд учился воспринимать свой мир вверх ногами. То, что раньше было хорошо, теперь стало плохо, и наоборот. Не было больше ни смысла, ни пользы воспринимать мир по старому. Ему нужно было найти смысл в том и другом, осмыслить ценность своей способности контролировать и постоять за себя, а также сменить позицию, если в его планы входит сблизиться с другим человеком.

Все это время Эд очень мало общался со своими друзьями и вообще не встречался с Мэнди. Хотя он стремился понять, что же он сделал не так, он не мог еще воплотить свои открытия на практике. Было очевидно, насколько трудно Эду выразить свои открытия насчет собственных слабых мест. Его мучила сохранившаяся до сих пор любовь к Мэнди, причем выразить свое отношение словами он не мог. Все, что он мог, так это бить себя по колену и называть ее стервой за то, что она заставляет его ее хотеть.

Это было именно то самое. В его мире был только контроль, и потому он мог подозревать Мэнди только в попытке контролировать его, разжигая в нем желание. Из-за своего узкого восприятия он жил в мире страха и ожидания расплаты. Понимание того, что Мэнди переживала за него и в самом деле страдала, а не просто нападала на его, было ключом к открытию его собственного страдания. Прошло много времени, прежде чем он набрался мужества пойти и поговорить с Мэнди. Это зависело от его растущего понимания того, как важно ему сохранить его способность к самоутверждению, смелость и контроль над ситуацией в сочетании с новым пониманием его уязвимости и потребностей.

Несколько месяцев прошло в работе с незначительными изменениями в повседневной жизни Эда, прежде чем он осмелился сдаться. И все равно он был готов сказать Мэнди только, что он не может больше справляться с этой ситуацией, и что он хочет, чтобы она поняла: он вынужден был уйти потому, что не мог больше смотреть на то, что она делает. В конце концов, он добавил, что это причиняло ему слишком сильную боль. На укоризненный вопрос Мэнди «почему же ты об этом не сказал», он стал размышлять, почему же он, в самом деле, так не поступил.

Думая об этом, Эд понял, что в то время он и не мог этого сказать, потому что не чувствовал боли, а ощущал только потерю контроля. Теперь, когда он распознал свою боль, Мэнди ответила ему очень щедро, и он был удивлен и обрадован этим. Он обнаружил, что определенный способ бытия и взаимоотношений с другими создает мир внутри и вокруг тебя, который, в свою очередь, создает нечто большее в ответ.

Это не значит просто, что мы вообразим, будто другие люди имеют сходные с нашими качества. Нашим способом строить отношения и быть теми, кто мы есть, мы привносим эти качества в жизнь других людей. Проекция и проективная идентификация, как часто называются эти принципы, основаны на более широком базовом принципе: родство. Родство отражает тот факт, что люди, во всем их многообразии, в основном заняты решением одинаковых задач бытия, и что делают они это с помощью одинакового базового комплекта. В принципе, все человеческие существа способны ко всему спектру переживаний притом, что каждый работает с определенными его сторонами лучше, чем с остальными.

Постоянно выявляются новые аспекты, которые могут возникнуть в результате новых отношений. Ни один из них внутренне ничем не лучше прочих. Каждый из них - часть более

Поиск ориентиров

широкой совокупности. Каждый из них может быть использован и позитивно, и негативно, и каждый из них имеет противоположность, которую также можно использовать двояко.

Эд был хорошо приспособлен к тому, чтобы контролировать свою жизнь в позитивном смысле. Он даже мог производить некоторые быстрые и эффективные изменения, реагируя на возникающие сложности. Однако он не осознавал тех негативных последствий, которые возникают при полном и постоянном контроле. И так было потому, что он не понимал позитивных целей, открывающихся с позиции уступки и побежденное™ - противоположности контроля. Он мог видеть только негативную сторону такого положения, и потому систематически старался его избежать.

История Элизабет - еще одна иллюстрация преимуществ, доступных при использовании универсальных критериев для достижения личностных ценностей и проверки их абсолютной действительности и полноты. Элизабет, по профессии - сама консультант, строго придерживалась принципа «принимай недостатки других». Она развила в себе способность понимать и сопереживать другим людям до такой степени, что ей было сложно оценить правоту или ложность чьей бы то ни было позиции.

Элизабет работала в молодежном центре на протяжении нескольких лет. Она встречалась и работала с сотнями клиентов из разных слоев и обнаружила, что ее способность улавливать собственные предубеждения развилась до такой степени, что она фактически не может принять ни одного решения, когда требуется поддержать дисциплину или навести порядок. Она чересчур боялась принять неверное решение и в процессе причинить кому-либо вред. Это стало настоящей проблемой, которая была напрямую связана с административной ответственностью в молодежном центре. Работа в центре была парализована. Элизабет чувствовала, что попала в ситуацию двойного связывания. Она хотела остаться верной своим принципам, но осознавала, что это последовательно приводит ее в тупик. Она жаловалась, на неспособность побеждать. Это был ключевой момент, который направил поиски в нужное русло.

Вскоре стало очевидно, что ее любовный, всепринимающий подход был основан на страсти к победе. Победить значило быть любимой в ответ, а также иметь массу друзей и уважение клиентов и коллег. Она полагала, что если она будет очень понимающей и исполнится доброй воли по отношению к другим, то они должны будут ответить ей взаимностью, и все будет хорошо.

Она опасалась, что неодобрение других подразумевает ее собственную близорукость, и что таким образом она станет жесткой и морализирующей. Вот почему она колебалась, высказывать ли ей свое отношение к определенным методам работы центра, хотя была убеждена до глубины души в их неправильности. Она приходила в ужас от мысли, что ей придется кого-то осуждать.

Хотя она пользовала популярностью на работе и в центре имела репутацию демократичного и либерального руководителя, недавно до нее дошли слухи о критике в ее адрес, которые ее сильно смутили. Она чувствовала слабость и незащищенность. Она знала, что подростки будут и дальше любить ее, но боялась, что коллеги станут презирать ее за недостаточную твердость.

Элизабет поняла, что ее принцип, требующий понимать и любить всех, невзирая на то, что они творят, был выражением того, чего она желала бы для себя. Она не могла успокоиться, если кто-то не понимал ее или она кому-то не нравилась. Поэтому она была чрезвычайно осторожна в своих отношениях и поведении, ибо любой ценой избегала конфликтов, как будто они могли бы лишить ее одобрения окружающих.

П. Установление контакта

Элизабет действовала, всецело принимая все и вся. Она могла любить и уважать кого угодно и что угодно, и она прекрасно умела добиться любви и уважения людей. Чего она не замечала, так это негативного смысла такого всепринятия. За любовь и уважение к себе она платила мягкостью и неопределенностью, которые возникали в результате нехватки определенности и способности различать правильное и неправильное.

Когда она осознала, что, считая себя всепринимающей4, на деле лишает себя возможности быть исключительной, к ней вернулся здравый смысл. Упоминание об исключительности захватило целиком ее воображение и вызвало множество вещей, которые до сих пор были для нее табу: такие как исключительные платья и исключительные отели, вещи, из ряда вон выходящие, вещи, которые могут себе позволить только люди с исключительным вкусом. Разговор об этих скрытых желаниях впервые за сеанс вдохнул в нее жизнь.

Быть исключительной, думала Элизабет, означает также делать смелые утверждения насчет себя самого и мира. Это была еще одна ужасная, но привлекательная для нее перспектива. Люди, которые так поступают, скорее станут врагами, чем друзьями, думала она. Подумав, она поправилась: «Как врагами, так и друзьями». Она понимала, конечно, что такие люди, вероятно, могут завоевать уважение многих и что они весьма определенно строят свои отношения с миром. «Если я осмелюсь высказать в центре свои собственные взгляды на секс, аборты и насилие, - сказала Элизабет, - мне будет проще избавиться от того, что сковывает меня, и принять некоторые необходимые решения». Достигнув уровня, когда она смогла представлять себе преимущества той позиции, позиции исключительности, которую прежде просто не включала в рассмотрение, Элизабет могла начать исследовать ценность ее как уравновешивающего фактора по отношению к своей предыдущей позиции, позиции принятия.

Осознание того, что исключительность вовсе не обязательно плоха, дало ей свободу погрузиться в пучину смелых заявлений и жестких решений. Переучиться для того, чтобы поддерживать нов,ый баланс мягкости и жесткости для Элизабет было очень важно. Ей не трудно было быть исключительной, потому что у нее за плечами был огромный опыт пребывания на исключительно «включительной» позиции, умение быть всеприемлющей. Небольшой инсайт на тему собственных ограничений произвел серьезные перемены в ее повседневной жизни. Терапевт смогла помочь Элизабет получить этот инсайт, побудив ее проверить ее собственное отношение к жизни на предмет пристрастности, помогая ей увидеть тот парадокс, осознания которого она пыталась избежать. А выполнимым это стало благодаря тому, что терапевт на протяжении всего времени работы с Элизабет придерживалась предположения о том, что Элизабет, как и любой другой клиент, способна к обеим крайностям, и что узнать об этом будет ей только на пользу.

Терапевт только тогда может провести своего клиента от тревоги к состоянию подлинного бытия, когда тот полностью принимает во внимание принцип дополнения противоположностей. Если клиент увидел свою базовую тревогу и ищет путь, который позволит ему жить в соответствии со своими собственными ценностями, обращение к этому парадоксальному принципу может увеличить его поле зрения. Простое правило - люди, как правило, правы в том, что они принимают, и ошибаются в том, что они отрицают. То, во что люди верят, является правдой, по крайней мере, частично. Отрицание каких-либо других моментов обычно

4 Прим. пер. Всепринимающая - all-inclusive, исключительная - exclusive; в данном случае возникает игра слов за счет использования в оригинале однокоренных антонимов. В русском языке эту игру можно предать до определенной степени, условно.

Обзор главы II

указывает на ограничение и наличие белого пятна, поскольку оно подразумевает отказ от какой-то другой стороны правды.

Иногда уместно указать на выбор и, таким образом, устранить часть картины, чтобы достичь ясности и четкости в ее части. В конечном же счете, возвращение к полной картине со всеми ее сторонами - единственный путь сохранения контраста и живости. Систематическое, долговременное исключение определенных аспектов, как правило, указывает на некоторую фундаментальную ошибку в отношении данной личности к жизни. И здесь экзистенциальный подход находится в полном согласии со здравым смыслом.

Здравый смысл заставляет людей чувствовать, что быть всегда в порядке, постоянно совершенным и совершенно правым - маловероятная перспектива. Люди могут восхищаться силой и достоинствами другого, но они постоянно ждут от него слабости и ошибки. Это - перемена, когда люди оказываются слабыми и способны на ошибку. По-настоящему стойкий человек - не тот, кто создает на время образ тотального контроля и искусственного совершенства, а тот, кто в состоянии на ходу принять собственную слабость и подняться над теми трудностями, с которыми его вновь и вновь сталкивает жизнь.

Экзистенциальный терапевт должен помочь клиенту разглядеть его парадоксы, конфликты и противоречия, а не нацеливать его на некое однобокое совершенство. Сессии, таким образом, должны оцениваться выше или ниже в той степени, в какой правда клиента определена и противопоставлена неучтенным элементам. Конечная цель состоит в том, чтобы создать не совершенного человека, а такого, который может управляться с существующими противоречиями в собственной конструктивной и творческой манере.

Притом что все человеческое бытие парадоксально, легче говорить об этом, если выделить разные уровни переживания возможного конфликта. В главе третьей я представляю модель, которая позволит создать карту и разместить на ней определенные области переживания. В этой модели проблемы клиентов, связанные с разрешением их внутренних противоречий можно проработать более индивидуально. Облегчит работу и убеждение в том, что те принципы, которые признаны ведущими в жизни, являются таковыми для всех уровней переживания.

Обзор главы II

1. Тревога есть отправная точка любого консультирования и психотерапии.

2. Экзистенциальная тревога - базовое беспокойство, которые мы ощущаем в момент осознания себя, своей уязвимости и возможности собственной смерти.

3. Тревога - неотъемлемая часть опыта, раз мы должны принять чистую реальность бытия. Она может быть временно заглушена, если мы будем механически жить, не задавая вопросов. Как только мы осознаем существование выбора и наши возможности, тревога возвращается вновь.

4. Тревога обозначает уровень сознательности в человеке. Она является мерой того, до какой степени мы решили проблему того, быть нам, или не быть.

5. Экзистенциальный подход не стремится умерить тревогу, скорее он старается ее освободить: смелость жить строится на способности противостоять смерти. В этом случае становится возможным творческое использование тревоги.

П. Установление контакта

6. Люди стараются представить себе, будто жизнь может быть безопасной, прочной и обеспеченной. Им придется научиться терпеть тревогу и неопределенность, если они пришли к необходимости жить, отстаивая свой выбор и ответственность.

7. Экзистенциальная вина часто является знаком того, что человеку не удалось отстоять свой выбор, и что он старался скрыть это, прячась и не делая того, что, как он знает, он мог бы сейчас предпринять.

8. Жить не в полную силу - одна из трагедий человеческого бытия, которую легко можно исправить.

9. «Жизнь из чувства долга» может быть похожа на избегание жизни, и полный уход от нее, выраженный в суициде или изоляции.

10. Подлинное бытие требует от нас ясности в наших целях и намерениях, так же как и реалистичной оценки наших талантов и возможностей.

11. Подлинности бытия можно достичь только тогда, когда мы полностью осознаем человеческие возможности и неизбежность борьбы.

12. Нельзя жить, следуя каким-либо чужим целям. Мы должны найти собственный смысл жизни и следовать своему внутреннему чувству направления. Мы должны быть авторами собственных судеб.

13. Подлинное бытие приносит с собой мощную мотивацию и энтузиазм для того, чтобы делать ответственно и хорошо то, что стоит делать.

14. Жить подлинной жизнью трудно, можно так никогда и не достичь этого состояния во всей его полноте, но того, кто нацелен на это, вознаграждает ощущение подъема и радости от того, что он делает.

15. Ложная жизнь - обязанность или случайность, наполненная недовольством. Она основана на отчуждении от жизни и от самого себя.

16. Подлинное бытие не означает жизни, наполненной самоудовлетворением, или стремления действовать спонтанно, или отказаться от сдерживающих факторов. Это больше похоже на достижение в жизни наибольшего при всех ограничениях, с которыми мы сталкиваемся.

17. Подлинное бытие всегда включает в себя переживание провала и способность проиграть, равно как и понимание границ, в рамках которых живет человек.

18. Цель терапевта - воодушевить клиента пуститься на поиски собственного направления, ориентироваться по компасу собственной совести.

19. Единственный критерий того, насколько близко клиент подошел к тому, чтобы посмотреть правде в глаза, состоит в том, принимает ли он в расчет противоречия и парадоксы, существующие в его собственной жизни.

20. Быть обычным человеком, но при этом жить и действовать продуктивно и творчески, полностью используя свои возможности - вот цель, для достижения которой стоит работать дальше.

Мир физический

III. Прояснение взгляда на жизнь

Мир физический

Когда исследуешь жизненный опыт клиента, желательно ориентироваться на некую исходную модель: это поможет дистанцироваться от переживаний клиента и убедиться в том, что вы ничего не упустили, подробно изучили все аспекты той реальности, в которой он существует. Экзистенциальный подход подразумевает, что работа с проблемами клиентов всякий раз носит предельно индивидуальный характер, и такое близкое взаимодействие с ними должно быть защищено стандартной схемой работы.

Вместо использования диагностики, которая расписывает личностные характеристики по категориям и снабжает их ярлыками, экзистенциальный подход предлагает схему, описывающую основные измерения человеческого бытия. Смысл ее состоит в том, чтобы создать общую карту человеческого бытия, в рамках которой будет рассматриваться личностная позиция и траектория движения конкретного человека. Это дает терапевту возможность облегчить продвижение клиентов по дороге жизни и предложить им освоить новую территорию, а не замыкать и не лимитировать их, обозначая конкретные качества и характеристики, приводящие их к ограниченно-жесткой позиции.

Традиционно экзистенц


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: