Реформация как этап развития европейской политико-правовой мысли

Реформация (лат. reformatio — «преобразование») — религиозное дви жение XVI века в Европе, направленное против католической церкви и приведшее к расколу западного христианства на католичество и протес тантизм, в сравнении с Возрождением стало вторым этапом формирова ния концептуальной модели буржуазного индивидуалистического обще ства и светского государства.

Любая религия развивается в форме циклического движения между Писанием (сакральным текстом Откровения) и Преданием (комментари ями богословов к нему). Текст Писания по своему характеру многозначен, образен и метафоричен. Как правило, он не имеет внутренней логической структуры и поэтому неприменим для создания конкретных социальных и политико-правовых доктрин. Поэтому богословы создают Предание, производя таким образом логическое структурирование Писания. При этом идет формализация и схематизация текста, что приводит к исчезно­вению многозначности Писания.

Его «открытость» как системы сменяется «закрытостью» для дальней­шего толкования, при этом решение прикладных задач регулирования го­сударственной и общественной деятельности достигается за счет удаления от смыслового ядра первоначального текста.

По мере своего развития теологическая религиозная доктрина все бо­лее удаляется от смысла Писания, что в конце концов приводит к утрате их связи. Внешне это проявляется в очевидном несоответствии теории Писания и жизненной практики его приверженцев и особенно в нравствен­ной деградации духовенства. Индийские брахманы VI века до нашей эры, как и европейские католические иерархи XVI века нашей эры, демонстри­ровали вопиющий аморализм, стремление к материальным благам и свет­ским удовольствиям, а отнюдь не к служению Брахме или Богу.

По мере роста нравственной деградации католического духовенства деградировало и европейское общество. Это вызывало рост потребности в пророке, который вывел бы его из этой деградации, обновил бы христиан­ство, восстановил бы искренность веры и ликвидировал бы власть мерт­вых схоластических догматов и обрядов.

Формирующееся буржуазное общество нуждалось в рационализации христианства, которое дало бы нравственную и религиозную санкцию их трудолюбию, предпринимательской инициативе и стремлению к обога­щению. Такое общество нуждалось в новом типе государства, которое бы гарантировало неприкосновенность прав частной собственности, обеспе­чило бы национальный суверенитет от вмешательства извне римско-ка-толической церкви, от постоянных и бессмысленных, с точки зрения бур­жуазии, династических войн, и гарантировало бы таким образом стабиль­ное поступательное развитие национальной экономики.

Смысл Реформации XVI века заключался именно в таком разрушении Теологических схем, в возвращении к первоначальной многозначности Писания и в поиске в нем ответов на новые вопросы современности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: